Вестник Кавказа

Чечня: итоги 2009 года

Тимур Уцаев, Грозный
Хотя в прошлом году в Чечне вновь стали чаще звучать слова «жертвы», «теракты», «оружие» и т.д. главным событием здесь все же считают отмену режима контртеррористической операции (КТО). Режим, введенный еще в 1999 году, перестал действовать 18 апреля 2009 года. По словам местных политологов, «отмена КТО изначально была призвана не изменить что-то, а окончательно закрепить позитивные изменения, уже произошедшие за последние два-три года». Очевидно, что перемены неизбежны, но также очевидно, что происходить они будут не так быстро и не так легко, как хотелось.

Так, в течение 2009 году эксперты вновь заспорили – можно ли назвать провозглашенный боевиками Имарат Кавказа реальной силой, с которой следует считаться, или это временный тактический ход и виртуальное образование в руках экстремистов. «Информация об этой организации и нынешних ее лидерах неоднозначна. Некоторые усматривают за ними интересы западных спецслужбы и заинтересованных исламских кругов, которые пользуются религиозным фанатизмом некоторых авторитетных лиц и их корыстолюбием. Другие хотят представить это движение как патриотическую силу, которая борется за объединение малочисленных северокавказских народов и восстановление их самобытности, чаще ценой жизни» – говорят аналитики. Звучат и совсем уже радикальные оценки перспектив противостояния - предлагалось наделить всех недовольных территорией где-то на Кавказе и признать ее отдельным государством.

Так или иначе, но следы прошедших военных кампаний весь прошедший год снова проявлялись в Чечне. Из Грозного призывали федеральный центр заняться поиском без вести пропавших людей, а чеченские правозащитники говорили, что следственные органы ничего не делают для решения проблемы, из-за этого в республике могут начаться акции протеста, к проведению которых призывают родственники пропавших.

В середине года чеченскую общественность потрясло убийство правозащитницы Натальи Эстемировой. Эта трагедия по сегодняшний день вызывает громкие споры так или иначе связанных с ней людей. Продолжаются судебные процессы между представителями организации «Мемориал» и президентом Рамзаном Кадыровым. Правозащитники инкриминировали убийство главе республики, а тот просил суд защитить его от клеветы, заявив о попытке дискредитации руководства республики. Еще больше накалило обстановку и убийство Заремы Садулаевой и ее мужа Алика Джабраилова, возглавлявших общественную организацию. Правда, представители чеченских НПО несмотря на обвинения в бездеятельности и страхе не оставили свою работу.

Взбудоражила республику и целая серия подрывов террористов-смертников. Таких происшествий за год было более десяти. После первого случая с самоподрывом и гибелью милиционеров было принято окончательное решение отказаться от тактики «амнистирования» боевиков, а Рамзан Кадыров приказал силовикам беспощадно уничтожать бандитов.

Крайне негативно в Чечне отнеслись к условно-досрочному освобождению Юрия Буданова. Говорили, что Буданов получил десять лет за особо тяжкое преступление, а чеченка Зара Муртазалиева получила такой же срок за якобы имевшееся у нее намерение совершить террористический акт. Но в отличие от полковника ходатайство об ее условно-досрочном освобождении не было удовлетворено. Местных гражданских активистов возмутил и недавно прошедший в эфире специальный репортаж НТВ, где Буданов был главным героем. «Он предстал в жалком виде. То он кается и даже Библию читает, то на танк запрыгнет молодцом. За кадром диктор рассказывает о боевых «подвигах» бывшего полковника, как он с двумя танками бросался чего-то там прорывать и ходил на разведку в хутор Танги-Чу. Конечно же, диктор утаил, что на самом деле ничего он не прорывал, а в Танги-Чу ездил «разгуляться» после очередной пьянки по случаю дня рождения дочери», - негодовала чеченская интеллигенция.

Одним из немногих политических событий, носивших нейтральный оттенок, стало формирование органов местного самоуправления. Выборы по-разному оценили независимые журналисты и официальные лица, но заместитель председатель ЦИК Станислав Вавилов, находившийся в день голосования в Чечне, назвал здешний плебисцит "образцово-показательным примером избирательного процесса".
16600 просмотров