Вестник Кавказа

Дагестан: итоги года-2

Муса Мусаев, Дагестан
ВК продолжает подводить итоги политического года в республиках Южного и Серного Кавказа. Для Дагестана 2009 год был особенным – здесь развернулась борьба за президентское кресло, причем невиданным доселе методами. http://www.vestikavkaza.ru/articles/politika/dagestan/13948.html

Скандал вокруг хлебного места

Сначала общероссийский резонанс получила история с назначением главой управления федеральной налоговой службы по Дагестану Владимира Радченко в начале февраля 2009 года. По заявлению самого Радченко, его из здания республиканской налоговой инспекции похитили вооруженные люди, но потом высадили на проспекте Имама Шамиля в Махачкале. Тем временем у здания налоговой инспекции собрался митинг (несколько сот человек). Тогда СМИ распространили слух, что митингуют представители одного из народов Дагестана – лезгины. Они якобы были недовольны тем, что на «лезгинское место» назначили русского (ранее эту должность занимал лезгин Назим Апаев). Но эта версия в последующем была опровергнута официальным обращением представителей лезгин. Авторы обращения говорили, что лезгины к митингу не имеют никакого отношения. Они расценили митинг как попытку воспрепятствования законной деятельности федерального органа власти. В таких условиях Кизлярского района Сайгид Муртузалиев обеспечил федерального чиновника охраной, после чего тот совершил вторую попытку занять свой рабочий кабинет. Но здание было окружено вооруженными людьми. Его несколько раз осаждали группы поддержки из разных районов республики, а политики вели переговоры в соседнем здании республиканского МЧС. После долгих переговоров с участием разных чиновников Владимир Радченко покинул Дагестан.

Генеральное сражение

Публичная борьба за кресло президента республики началась 10 ноября с обращения депутатов Госдумы от Дагестана. Они рекомендовали Борису Грызлову выдвинуть в качестве кандидата в президенты мэра Махачкалы Саида Амирова. Письмо, подписанное семью депутатами (всеми представителями Дагестана за исключением космонавта Мусы Манарова), зачитали на собрании актива Махачкалы. После того как письмо стало достоянием прессы, некоторые депутаты стали отрицать свою причастность к нему.

В конце декабря в прессе появилось еще одно письмо, подписанное якобы теми же семью депутатами Госдумы, адресованное на этот раз генпрокурору России Юрию Чайке. До адресата оно не дошло, но каким-то образом попало в СМИ. В письме говориться: «Накануне и в день выборов в Дербенте постоянно находились многие руководители республиканских и федеральных служб с многочисленной вооруженной охраной, в том числе председатель дагестанского отделения Пенсионного фонда РФ Амучи Амутинов и начальник Махачкалинского морского торгового порта Абусупьян Хархаров. Вооруженные до зубов охранники блокировали избирательные участки, угрожали избирателям, создавали давку, и только по счастливой случайности обошлось без жертв».

Муниципальные выборы 11 октября, прошедшие перед началом процедуры выдвижения кандидатов в президенты Дагестана, стали генеральным сражением в борьбе за главный пост республики. Скандал возник вокруг выборов мэра Дербента, где одним из кандидатов выступал оппонент Муху Алиева. Выборы были отменены решениями судов двух инстанций. На нарушения во время голосования отреагировал даже президент России, но его заявление не могло повлиять на ситуацию, поскольку прозвучало после оглашения решений судов. Тем не менее оно стало сигналом избирательным комиссиям о необходимости более качественной организации выборов.

Согласно информации городского суда Дербента, в перечень нарушений на выборах вошли - незаконный отказ в регистрации кандидатов, давление на них с целью снятия кандидатур, включение в состав избиркомов родственников одного из кандидатов, лишение возможности голосовать более 20 тыс. человек из 63 тыс., включенных в списки избирателей, блокирование участков сотрудниками милиции и применение ими насилия к членам участковых избирательных комиссий и избирателям, массовый вброс бюллетеней, подсчет голосов в отсутствие членов избиркомов с решающим голосом и наблюдателей, незаконная выдача бюллетеней для досрочного голосования.

Непраздничное настроение депутатов

Последним скандальным событием 2009 года стал срыв сессии Народного собрания. Многие депутаты по одной версии не явились, по другой - намеренно отказались от участия в работе сессии. И связано это было с ожиданиями неутешительных для них новостей по поводу кандидатов в президенты республики. Народные избранники проявили удивительное равнодушие к принятию важных законопроектов, в том числе к утверждению выстраданной Стратегии социально-экономического развития Дагестана, с утверждением и реализацией которой связывали надежды на промышленный рост и рост уровня жизни населения республики.

Борцы за власть выходят из сумрака

Так борьба за власть в Дагестане стала публичной. До этого публичные действия происходили преимущественно на улицах и площадях, а не в стенах парламента. Эксперты пришли к выводу, что некоторых политиков не устраивает кулуарная борьба за власть, особенно когда они проигрывают. Не секрет, что многие отставки, назначения и победы на выборах становились результатом коррупционных сделок и кулуарных обязательств. В результате такой борьбы оказывалось много недовольных. Они начали прибегать к доносам. Но и этот метод нельзя было назвать эффективным. Вышестоящие федеральные чиновники не всегда реагировали на компроматы, досье и жалобы. Тогда политики и чиновники начали «заказывать» своих обидчиков в СМИ. Если коррупционная сделка кому-то невыгодна или же нарушены какие-то кулуарные обязательства, тогда компрометирующая информация сливается в масс медиа. Через них о происходящем узнают общественность и правоохранительные органы. Под давлением СМИ власти разных уровней могут пересматривать свои решения. Были случаи, когда чиновники обвиняли друг друга в разворовывании бюджетных средств, совершении заказных убийств…
Продолжение следует
22150 просмотров