Вестник Кавказа

«Для строительства мечетей нужна политическая воля»

Мария Сидельникова
«Для строительства мечетей нужна политическая воля»
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“
Проблемы нехватки мечетей и ношения хиджабов в школах имеют в российском обществе как радикальных сторонников, так и противников. Свое видение этих злободневных вопросов в интервью «Вестнику Кавказа» озвучил глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. 

- В Москве и в стране сейчас ощущается острая нехватка мечетей. Как бы вы прокомментировали эту ситуацию?

- Не надо создавать проблем. Не надо создавать площадки для торга. Надо принимать политическую волю и определять, где должны стоять мечети и сколько их должно быть, где должны стоять церкви, где должны быть синагоги, католические церкви. То есть не надо ущемлять людей. Если вспомнить царское время, то тогда вообще было мечеть не строить. Можно всем было сказать: не будет мечети, и никто бы не дергался. Не было же никакой демократии. Но почему-то тогда подходили с пониманием. И сегодня, мне кажется, надо просто прийти к этому пониманию. Не давать этот вопрос на откуп обывателей. Говорят, в Мытищах люди выйдут. Там не люди выходят, там действуют организаторы, которые выводят людей. А если в Ингушетии люди выйдут и скажут: «Церкви не стройте у нас!». Тогда к чему мы можем прийти?
Нельзя не устраивать политический торг – это религиозная тема. Представителям Русской православной церкви, Союзу мусульман России, католикам, всем надо собраться и обсудить, сколько нам надо культовых сооружений. Надо 20 мечетей в Москве? Значит, 20 мечетей надо построить. Для этого не надо бюджетных средств. И мусульмане, и православные христиане, и иудеи скинутся и будут свои мечети, и синагоги, и церкви строить. Мне кажется, так надо делать.
Я сегодня наблюдаю, как руководство Москвы вынуждено выбирать площадки. Я читаю в интернете, что поле для гольфа будет отведено. Сегодня поле для гольфа, а завтра по остаточному принципу? Это неправильно. Мы так межрелигиозную неприязнь создаем. А потом удивляемся, откуда это все появляется. Оттуда и появляется, что нет условий для реализации прав человека, в том числе религиозных. Если выработать общую схему, принять политическое решение, тогда не будет ни митингов, ни демонстраций, тогда можно будет успокоить тех, кто прикрывается религией.
Сегодня, когда молодежь и вообще мусульмане собираются возле мечети, мест не хватает, начинают занимать переулки, улицы, все остальное, это вызывает негатив у той части населения, которая не молится возле этой мечети или в мечети. А куда деваться? Когда у православных праздник, вокруг церкви собираются люди, никто же не делает на этом особый упор.
Другой вопрос к тем, что приходит в мечеть на молитву и потом оставляет после себя мусор. Так себя мусульмане не должны вести. Если вы встали на улице, на перекрестке, помолились, то подберите за собой эти куски обоев, уберитесь за собой как истинный мусульманин. Первая заповедь - это чистота и тела, и души. Как ты можешь вот так оставлять все? Это негатив у любого, кто за этим наблюдает. Как после этого можно одобрять эту религию, этих людей? Здесь, конечно, надо поработать и имам мечетей, и родителям. Человек, который боится бога, живет с богом в душе, он везде будет и чистый, и честный, и порядочный. Мне кажется, такие вещи нужно в комплексе решать.

- Как вы относитесь к проблеме ношения хиджабов в России?

- Мне тоже кажется, что это тоже какой-то торг. Я в республике запретил вообще поднимать эту тему в университетах и в государственных учреждениях. Никто не должен этому препятствовать носить хиджаб, никто не должен этому мешать. Не надо вообще на это обращать внимание. Я был на мероприятии судебных приставов, там сидят монашки. Чем их одеяние отличается от одежды тех, кто в хиджабах? Ничем совершенно. Те же закрытые лица. Это религиозный подход. Почему вообще мы должны обращать на это внимание? Не приставайте друг к другу, оставьте друг друга в покое, и все. 
Водитель троллейбуса ведь не станет спорить с водителем автобуса или трамвая о том, чей транспорт лучше, не станет заставлять выбрать их выбирать профессию водителя троллейбуса. Человек имеет право выбора, оставьте его в покое, пусть ходит, в чем хочет.
Но в школах есть у нас в республике уставы. Все определено в общем порядке. Мы сейчас даже хотим так же, как в Ставропольском крае, например, взять и сделать общую форму одежды в школе. Если в школьном уставе нет форменной одежды "хиджаб", то пусть девочка носит хиджаб до и после школы. В школе есть религиозные уроки, но есть и уроки труда, уроки физкультуры, есть общие уроки. Там все должны соблюдать эти общие нормы, потому что это нерелигиозное учебное заведение, это светское учебное заведение. Это во-первых. А во-вторых, все должны быть равны. Здесь есть психологический фактор. Мне ни один человек не докажет, что маленькая девочка в первом, во втором или в третьем классе не хочет ходить с бантиками, косичками и красиво одеваться. Ни один мне этого не докажет. Девочка видит других детей, и она хочет такие же красивые бантики, и такие же красивые заколки. Зачем создавать психологический барьер?
С другой стороны, мы почему-то считаем всех, кто в хиджабе, террористками-смертницами, даже в школах начинают относиться к этому с подозрением. И мы сразу ставим барьер между детьми. Недавно в Ставропольском крае показывали школу, где дети в хиджабах. Отдельно сидят девочки в хиджабах, другие девочки отдельно сидят. Зачем мы создаем этот психологический барьер между детьми? Оставьте, пусть они учатся. Вырастут, а после школы, пусть сами выбирают. Кто хочет хиджаб, пусть идет в хиджабе. Взрослый человек, пусть выбирает. Но в школах мне кажется, и это сугубо мое личное мнение, нельзя детей разделять.
11275 просмотров