Вестник Кавказа

КАСПИЙСКАЯ ТЕМАТИКА В АКТАУ ВСЕ ЖЕ ОБСУЖДАЛАСЬ

Day.Az

Интервью Day.Az с главным редактором сайта "Вестник Кавказа" Алексеем Власовым

- По вашему мнению, почему Иран не был приглашен на саммит в Актау? Может ли это быть связано только лишь с тем, что на саммите не обсуждался вопрос об определении статуса Каспийского моря?

- Я думаю, что в публичных заявлениях подчеркивается одна причина, а на самом деле существуют, наверное, какие-то скрытые факторы, которые обозначены прежде всего в формате четверки. Несомненно, что на уровне официальных лиц говорится, что тема Каспия не обсуждалась, и поэтому отсутствие Ирана никак не было связано с желанием четверки решать серьезные вопросы каспийской тематики без участия официального Тегерана. Но, думаю, что все-таки, в закрытом режиме каспийская тематика в Актау все же обсуждалась, и цель этих закрытых дискуссий заключалась в том, чтобы тройка (Россия, Казахстан, Азербайджан) убедила Туркменистан создать новую конфигурацию переговоров по каспийской теме. Я думаю, именно эта задача стояла перед главами государств.

- Есть мнение, что саммит в Актау был своего рода подготовкой к предстоящим переговорам по статусу Каспия. Принимая во внимание недовольство Ирана, чего стоит ожидать от встречи президентов прикаспийских государств в полном составе, на каспийском саммите?

- Во-первых, я думаю, что до саммита будут предприняты все усилия для того, чтобы показать Тегерану, что на самом деле никакие вопросы относительно статуса Каспия без Ирана решаться не могут и не будут. Нужно информационно подсластить эту встречу, чтобы не вступать с Ираном в избыточную конфронтацию. И шаги в этом направлении уже сейчас предпринимаются на официальном уровне, поэтому видно, что независимые эксперты пишут одно, а в Москве и Астане все направлено на то, чтобы максимально смикшировать какие-то негативные реакции со стороны Тегерана. Это заметно. Поэтому я думаю, что будет дан такой мощный информационный залп на сближение позиций, а самое главное – предложение решать эти вопросы в рамках общего подхода, будет ли этот формат организацией каспийского экономического сотрудничества, или какая-то другая модель.
Для Москвы сейчас два главных момента, один – ввести другие прикаспийские государства в режим одностороннего диалога в рамках этой организации, допустим ОКС, и второй момент – не допустить вмешательства внешних сил в решение каспийских вопросов. И в том, и в другом случае Иран можно будет убедить в том, что такой формат диалога более приемлемый.

- Вариант прокладки трубопровода Nabucco через Армению на данный момент не рассматривается. В Армении есть мнение, что ценой этого проекта не может быть «геноцид армян» и независимость Нагорного Карабаха. По вашему мнению, может ли эта позиция армян измениться, принимая во внимание важность Nabucco?

- Знаете, сейчас и инициаторы проекта Nabucco, и Россия, и Армения находятся в очень сложном положении по разным причинам. Но, сейчас именно тот момент, когда судьба этого проекта окончательно решится. Вопрос, связанный с Арменией, да, он существует в контексте проекта Nabucco, точнее, в определенном маршруте этого проекта. Но здесь позиция Армении и отношение Еревана к участию в этом проекте далеко не самое главное. Именно поэтому, обратите внимание, пока официальный Ереван ограничивается достаточно туманными и не очень конкретными формулировками.
Включение Армении в проект Nabucco будет, скажем так, скептически воспринято в Москве. С другой стороны, есть определенные экономические преференции, которые Армения хотела бы получить. Отсюда и желание выждать, пока ситуация вокруг Nabucco будет разворачиваться дальше. Опять же, подчеркну, что армянская тема в рамках Nabucco существует, но не является решающей или определяющей для судьбы этого проекта.

24955 просмотров