Вестник Кавказа

АРМЕН ДЖИГАРХАНЯН ОБ ОЛЕГЕ ЯНКОВСКОМ

Олег Кушаты

Для журналиста сообщать новости – профессия. Но не всегда это делать легко, тем более сообщая печальную новость конкретному человеку. Услышав о кончине Олега Янковского, я набрал телефонный номер его коллеги народного артиста СССР Армена Джигарханяна. В таком случае мне хотелось услышать мудрое слово кавказца, чтобы затем, в качестве журналиста, растиражировать его для читателей и поклонников творчества Янковского. Оказалось, что Армен Джигарханян о смерти Олега Ивановича еще не знал. Так я стал для него источником печальной вести.

Армен Джигарханян и Олег Янковский много работали вместе. В «Ленкоме» участвовали в одних спектаклях, играли одни роли. Были совместные работы и в кинематографе. На ум приходит работа Георгия Данелии «Паспорт». Олег Янковский играл импозантного афериста Бориса, а Армен Джигарханян – ветерана второй мировой войны сибиряка-еврея Сеню. В 1970 году Джигарханян и Янковский снимались вместе в фильме «Расплата». Мелодраму по пьесе Анатолия Софронова «Сын» поставил режиссер Федор Филиппов. Олег Янковский сыграл в ней главную роль. Словом, Армен Борисович хорошо знал Олега Ивановича и как коллегу по цеху, и как человек.
Позже Армен Джигрханян сказал мне:

- Очень грустно. Потому что Олег Янковский был великим артистом. В такие минуты я боюсь говорить слова пафосного характера. В день смерти Олега Ивановича в нашем театре репетиция началась с минуты молчания. Мы постояли, подумали о нем.
Справедливо это или нет… Знаете, как-то Соломон Михоэлс сказал по поводу смерти одного человека: "Я с этой смертью не согласен". Вот такая грустная тема… Я давно и много общался с Олегом Янковским. Помню, как он только приехал в Москву и я снимался с ним в одном фильме. Потом жизнь нас свела в театре. В "Ленкоме" мы даже были конкурентами – играли одну роль в спектакле "Варвар и еретик" (по роману Федора Достоевского "Игрок"). А в театре человеческий характер очень обнажается и обнаруживается. Очень жаль, что такой человек от нас ушел.

- Армен Борисович, вы не один год работали вместе с Олегом Ивановичем в "Ленкоме". Некоторые говорят, что как театральный артист Янковский раскрылся не до конца. А в кино наоборот…

- Сейчас мы не будем рассуждать на эту театроведческую тему. Он был по настоящему большой артист. А эти разговоры я бы назвал досужими, кухонными и некомпетентными. Потому что он был интересен и в театре, и в кино. Он был интересен разнообразно. И потом он был высокий профессионал. Я мог наблюдать его в работе как на театральной сцене, так и на киноплощадке. Я видел, как он шел к своей роли, как переходил с ней на "ты". Это о многом говорит. Поэтому не время – тем более сейчас – об этом рассуждать.

- А какие роли Олега Ивановича вам наиболее запомнились?

- Все! Уже потом, спустя время мы успокоимся, свыкнемся с этой печальной мыслью о кончине. Вот тогда сядем и подумаем о его ролях – это хорошо, это очень хорошо, а это средне… и так далее. Поймите меня правильно, я совершенно не капризничаю, но слово у меня не идет, потому что все время я его вижу, вспоминаю его роли.

- Армен Борисович, коллеги Олега Янковского много говорят о его гражданской позиции. Они подчеркивают, что он был либерал и демократ по характеру. Таким вы его знали?

- Нет, абсолютно не знал. Конечно, он руководил фестивалем, президентом чего-то был… Думаю, что прежде всего он был великим артистом для нас. А все остальное можно назвать гарниром. Это не главное.

31290 просмотров