Вестник Кавказа

ГРУЗИЯ – ХОРОШАЯ МОДЕЛЬ ДРУЖБЫ ТРЕХ НАРОДОВ

Георгий Калатозишвили, Тбилиси

Убежден советник президента Грузии Ван Байбурт - один из лидеров армянской общины и руководителей Союза армян Грузии, многолетний редактор армяноязычной газеты «Врастан»

- Господин Баибурт, как функционирует армянская община Грузии?

- Есть очень большая разница между армянскими общинами, которые существуют на Западе или в СНГ и армянской общиной Грузии. На Западе и в странах СНГ община сама организует все, что необходимо для удовлетворения духовных потребностей армян (школы, музыкальное образование, телевидение, газеты и прочее) - армяне сами собирают средства и платят за это. В Грузии за все платит грузинское государство.
При этом армянская община Грузии – единственная, где за все перечисленное ей не приходится платить. Грузинское государство забоится о том, чтобы армянин не потерял свою культуру, свой язык, традиции. Грузия – единственная страна, которая за счет бюджета содержит примерно 160 армянских средних школ (кстати, почти столько же азербайджанских и русских). Грузинское государство содержит армянские, русские и азербайджанские театры в Тбилиси, содержит телевидение, помогает газетам, художественной самодеятельности. В Ахалкалаки и Ниноцминда (в районах с преимущественно армянским населением) работают дома культуры, ансамбли национальной песни и танца.
Около 80 неправительственных армянских организаций зарегистрировано в Тбилиси, Батуми, Джавахети, где проживают армяне. Политических партий нет, потому что действующая конституция запрещает создание политических партий по национальному признаку. Согласно нашей конституции, не разрешается также открывать филиалы политических партий других стран.
Общего координирующего органа, который бы руководил всеми армянскими организациями у нас нет.

- Расскажите о вашей газете…

- Газета «Врастан» (Грузия – Прим. ред.) издается в Тбилиси с 1920 года. Первым редактором был Александр Мясников. Это был орган ЦК компартии Грузии. После распада СССР «Врастан» – орган Совета Министров республики. С 1994 года, согласно новому законодательству, все газеты, в том числе и наша, получили независимость и стали обществами с ограниченной ответственность.

- Вы говорили об армянских школах. Речь идет о школах с углубленным изучением армянского языка или преподаванием всех предметов на армянском? Как решаются проблемы с учебниками?

- В армянских школах Грузии преподавание всех предметов ведется на армянском языке. Все учебники печатаются в Тбилиси, кроме учебника по родному языку и литературе. Учебный план вырабатывается в Тбилиси. Есть контакты между министерствами образования Грузии и Армении, Грузии и Азербайджана, которые вместе решают вопросы - формируют программы и учебные планы.

- Насколько тесно общаются армянские общины разных регионов Грузии?

- Армяне Джавахети часто приезжают в Тбилиси. А в селе Гандза Ниноцминдского района мы ежегодно встречаемся, когда проводятся Дни великого армянского поэта, классика армянской поэзии Вагана Терьяна, который был родом из Джавахети. В селе Карцах Ахалкалакского района часто проводятся дни Дживани – это известный ашуг, который родился в Ахалкалаки, жил в Тбилиси, умер в 1909 году и похоронен в Тбилисском пантеоне армянских деятелей.
Во время таких событий собираются многие лидеры армянских общин Грузии. Каждый из них себя считает главным, поэтому одного лидера у нас нет.
Нас поддерживают зарубежные диаспоры – откликаются на просьбы, например, о реставрации церквей. Сейчас в районе Авлабар (армянонаселенный район Тбилиси – Прим.ред.) на деньги американских армянских организаций реставрируется церковь святого Эчмиадзина.

- А как решаются проблемы с деятельностью епархии армянской церкви в Грузии, с принадлежностью некоторых церквей, с пантеоном Ходжеванк?

- С пантеоном Ходжеванк никаких проблем нет. В центре Тбилиси до 1935 года было армянское кладбище. Потом оно (как и грузинское кладбище в районе Вера и католическое кладбище на улице Чонкадзе - в районе Мтацминда) было разрушено. На их месте построили сады и парки. Так появился, например, Верийский парк, где сегодня находится и баскетбольный клуб, и дворец шахмат и клуб альпинистов. В Ходжеванке на месте кладбища появился парк Дружбы народов. До 1995 года там были аттракционы, шахматный клуб.
Кстати, такая же участь постигла и кладбище в центре Еревана, на месте которого сейчас Оперный театр.
Единственная ошибка, которая была допущена в отношении Ходжеванки, в том, что когда на свободном пространстве строили семинарию Грузинской православной церкви, срыли бульдозерами землю и не обратили внимания на человеческие останки. Можно было эти останки собрать и похоронить в другом месте. А армянский пантеон Ходжеванк существует.
Что же касается армянской епархии – особых проблем тут нет. Есть вопрос трех армянских церквей, и этот вопрос руководители грузинской и армянской церквей решат.

- Периодически появляется информация о сепаратизме Джавахети. Насколько это серьезно?

- Сепаратизма нет. Его пытаются впрыснуть. Общеизвестно, кому выгоден сепаратизм в Грузии и кто хотел бы Грузии сделать больно. Сепаратизм в Джавахети насаждается и никак не насадится. Для развития сепаратизма необходимо, чтобы у людей было недовольство государством, в котором живут. Однако за последние пять лет в Джавахети построены дороги, провели газ в дома, свет подается 24 часа в сутки, созданы новые рабочие места - фабрики, заводы. Люди чувствуют, что сегодняшнее руководство страны за три–четыре года сделало для них больше, чем за все советское и постсоветское время. Наверняка появятся новые рабочие места при строительстве железной дороги Баку – Тбилиси – Ахалкалаки – Карс. Ахалкалаки становится узловым центром связи Кавказа с Европой через Турцию. Вскоре откроется новая автомобильная дорога тоже через Карцах на Турцию.
Народ убедился - государство беспокоится об их благополучии и хочет, чтобы они жили лучше. Посеять сепаратизм в такой среде очень трудно.

- Поддерживаете ли вы связь с азербайджанской общиной Грузии?

- Кончено. Мы часто встречаемся. У нас очень хорошие, близкие отношения. Граждане Грузии армянской и азербайджанской национальности живут дружно, без проблем. Например, в Марнеульском районе три деревни, где до сих пор вместе живут армяне и азербайджанцы. В селе Хожорни, в одном флигеле здания - армянская школа, а в другом – азербайджанская. Это та модель будущего Южного Кавказа, о котором мы мечтаем, когда Армения, Азербайджан и Грузия смогут жить мирно, дружно, с любовью. Как это удается армянам, азербайджанцам и грузинам в Грузии. Грузия – хорошая модель дружбы этих трех народов.

37240 просмотров