Вестник Кавказа

Рамаз Сакварелидзе: «Не ясно, намерен ли Михаил Саакашвили уйти в 2013 году»

Георгий Калатозишвили, Тбилиси

Наступивший год в Грузии обещает быть неспокойным. 30 мая пройдут первые в истории выборы мэра Тбилиси. К ним политические силы готовятся как к решающей битве. Спрогнозировать предстоящие баталии ВК попросил известного политолога Рамаза Сакварелидзе.

- Господин Сакварелидзе, можно ли считать нынешнюю ситуацию в Грузии затишьем перед бурей?

- Даже если о прогнозах погоды говорят с улыбкой, то о политической погоде судить еще сложнее. Если исходить из того, что сегодня в среде оппозиционных партий не наблюдается значительной активности, то это лишь затишье, и ожидать бури непосредственно до проведения выборов и обнародования их результатов не приходится.

- Какие факторы, на ваш взгляд, будут определяющими в ближайшее время?

- Определяющим будет состояние оппозиционного пространства, положение на политическом ландшафте. Сейчас оно хаотично - есть много мелких партий, а сколько в них людей объединено, каков их политический потенциал, по большому счету, никто не знает. Если начнется процесс укрупнения этих образований, то это и будет самым важным процессом в среднесрочной перспективе. Есть признаки кое-каких изменений во внешней политике. Имею в виду возобновление авиационного сообщения с Россией. Не исключено, что в российско-грузинских отношениях могут произойти позитивные изменения, и это станет значительным фактором во внутриполитической жизни. Но я не ожидаю какой-либо вспышки активности до майских выборов.

- Одна из самых интересных тенденций – включение в предвыборную гонку новых фигур. Не исключено, что в выборах примет участие бывший премьер Зураб Ногаидели, выступает с открыто пророссийской позиции. Кроме того, появились новые лица: известный бизнесмен, «пивной король» Грузии Гоги Топадзе, всегда выступавший против сотрудничества с МВФ, и бывший руководитель международной нефтегазовой корпорации эпохи Шеварднадзе Георгий Чантурия. Как это может повлиять на предвыборную борьбу?

- Порой можно услышать, что эти фигуры включены в список кандидатов не без участия России. Как это ни парадоксально, кандидату от власти – Гиги Угулаве (действующий мэр Тбилиси, – Прим. ВК) выгодно увеличение числа таких конкурентов. Они перетянут на себя оппозиционный электорат, а значит главный конкурент Угулавы – Ираклий Аласания потеряет определенное число голосов. Поэтому появление таких кандидатов как Чантурия и Топадзе - не что иное, как политический маневр властей для расщепления оппозиционного электората. С другой стороны, для Ногаидели, Топадзе и Чанутрии участие в выборах - форма самоутверждения на политической сцене. Очень часто политики участвуют в выборах, не надеясь на победу, но стремясь занять свою нишу в будущей политической жизни.

- С учетом фактора Ногаидели, насколько, на ваш взгляд, предстоящие выборы можно считать соревнованием двух политических проектов - проросийского и прозападного?

- Тему России действительно часто связывают с Ногаидели. Но российская проблема – отдельная и очень сложная тема. В Грузии сейчас практически не существует пророссийских политических партий. То есть нет партий, которые сказали бы, что действия России правильны. Грузинские политики реально спорят лишь о тактике отношений с Россией, о том, как более рационально вести себя с агрессором: бескомпромиссно (как на том настаивает правящая партия) или более рафинировано (как предлагает Ногаидели). На самом деле, он вовсе не пророссийский политик, а просто предлагает вести с Москвой более прагматичную, гибкую и компромиссную политику. Когда в Грузии стоят российские танки и Москва признает юридическое расчленение страны, политика Ногаидели, какой бы прагматичной она ни была, не находит и не найдет реальной и значимой поддержки в Грузии.

- Согласны ли вы с мнением, что первый всенародно избранный мэр Тбилиси с учетом ресурсов, которые сконцентрированы в столице, будет иметь предпочтительные шансы стать президентом в 2013 году?

- Некоторые политики, заявившие об участии в выборах, предложили именно такую формулу: выборы мэра столицы - трамплин для президентства. Я сомневаюсь в справедливости и точности этой формулы. В мировой практике не очень много примеров перехода мэра (пусть даже очень авторитетного) в более высокий статус – премьера или президента страны.
Конечно, значительная часть электората сконцентрирована в Тбилиси. Это важный фактор, но между выборами мэра и президентскими выборами - два с половиной года. Население, выбравшее мэра, будет оценивать его работу и это станет очень серьезным экзаменом для политика. Если мэром Тбилиси станет оппозиционный политик, центральные власти наверняка начнут ставить ему палки в колеса, и он может оказаться неэффективным в качестве градоначальника. Городские власти в финансовом плане сильно зависят от федерального центра. Это может оказаться серьезным барьером для продолжения политической карьеры мэра.
Что касается кандидата от правящей партии Гиги Угулавы, то я бы не стал рассматривать его выдвижение как подготовку приемника для Саакашвили. Во-первых, до 2013 года, как говорил известный восточный мудрец, или ишак умрет, или падишах. Во-вторых, еще совсем не ясно, намерен ли Саакашвили уйти с политической сцены в 2013 году или он планирует изменить конституцию, перевести страну на парламентскую форму правления и остаться во власти в качестве премьер-министра.

26185 просмотров