Вестник Кавказа

В Грузии обсуждают интервью Медведева

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
Еще недавно невозможно было представить, что грузинский русскоязычный телеканал «Первый информационный кавказский» (ПИК), с огромным трудом пробившийся на российское медиапространство, получит возможность записать интервью президента России. Канал воспринимался в Москве не только с настороженностью, но и с определенной степенью враждебности. Многие в России считали и считают, что этот ПИК, финансируемый государством и управляемый опытными западными медиа-менеджерами (достаточно назвать бывшего репортера и продюсера BBC Роберта Парсонса) ставит целью подорвать стабильность на российском Северном Кавказе. 
Тем не менее присмотревшись к ПИК и оценив степень профессионализма команды Парсонса, в Москве пришли к выводу, что отнести этот медиа-ресурс к «орудиям топорной пропаганды» невозможно - он работает не нарушая «правил игры» и современных информационных технологий. А если так, почему бы не сыграть на «информационном поле противника?» Тем более ПИК в ходе интервью уравновешивался российским Russia Today, который представляла внучка экс-президента Грузии Софико Шеварднадзе. Правда, судя по ее вопросам и выражению лица, говорить о событиях трехлетней давности ей было не менее больно и трудно, чем журналистке ПИК Кате Котрикадзе.

В Тбилиси ни президент, ни премьер, ни спикер парламента, ни МИД интервью комментировать не стали. Высказалась лишь пресс-секретарь президента Манана Манджгаладзе: «Думаю, очевидно, с чем мы имеем дело. Мы еще раз услышали фразы времен холодной войны по поводу заговора Запада против советской России. Жаль, что президент соседней страны в такой форме и в таком стиле говорит не только о Грузии, но и о других соседях, показывая свое неуважение к государственности этих стран».

Зато интервью Медведева охотно комментируют эксперты и депутаты. Одного из лидеров правящей в Грузии пропрезидентской партии «Единое национальное движение» Давида Дарчиашвили интервью убедило в том, что с нынешним российским руководством «невозможно иметь дело»: «Вся нынешняя российская элита раздвоена между серпом-молотом и двуглавым орлом. Кроме того, Медведева коробит то, что на самом деле не он принимает решения».

Между тем интервью стало определенной «легитимацией» не только ПИК, но и самого президента Грузии. Ведь впервые со времен августа 2008 года президент Медведев назвал грузинского коллегу «законноизбранным», то есть легитимным главой государства. Впрочем, российский лидер тут же напомнил, что в ходе пятидневной войны мог свергнуть Михаила Саакашвили «одним щелчком пальца», но не сделал этого, поскольку не планировал ничего кроме защиты Южной Осетии от грузинской агрессии. В Тбилиси в такое объяснение причин неожиданной остановки российских танковых колонн близ поселка Игоети (в 20 километрах от столицы) не очень поверили.
«Слишком много проблем Россия могла решить для себя, устранив от власти Михаила Саакашвили и поставив любого из своих многочисленных протеже (например, Игоря Гиоргадзе), - сказал в беседе с ВК независимый политолог Давид Авалишвили. – Но дело в том, что именно в тот момент президент Буш вышел на лужайку Белого дома в сопровождении министра обороны Гейтса, заявив о «бессрочной военно-гуманитарной акции в поддержку Грузии» и в Москве не знали, как поведет себя Америка в случае продолжения танкового наступления: останется она безучастной или решится на какие-либо более серьезные акции, чем словесная истерика госсекретаря Конди Райс». 

Своим мнением об интервью Дмитрия Медведева с ВК поделился один из наиболее уважаемых в стране политологов, Георгий Нодия:

- Естественно, Медведев старается укрепить ту версию причин и обстоятельств начала боевых действий, которая является в России официальной. Так что, в принципе ничего нового он не сказал. На основе той информации, которой обладаю, я не считаю, что его интерпретация правильная и объективная. То есть не считаю, что ту войну можно охарактеризовать как «грузинскую агрессию», тем более «агрессию Грузии против России». Но президент Медведев, конечно, старается защитить и продвинуть свою, официальную версию.

- Чем бы вы объяснили, что российский лидер согласился дать интервью телеканалу ПИК?
 
- Видимо, господин Медведев хочет представить себя в качестве лидера, у которого плохие отношения с конкретным грузинским руководством, лично с Михаилом Саакашвили, но он демократичный лидер и готов обращаться непосредственно к народу Грузии. Так что он ничего не проиграл, дав интервью, в том числе, и грузинскому телеканалу.

- Некоторые наблюдатели считают интервью симптомом того, что российское руководство готово иметь дело если не с Михаилом Саакашвили, то с членами его окружения. Согласны ли вы с таким мнением?

- Все, что происходит сейчас в России, следует рассматривать сточки зрения предвыборной кампании. Дело идет к тому, что все-таки Владимир Путин станет главным кандидатом на пост президента. Но Дмитрий Медведев пытается позиционировать себя в качестве либеральной альтернативы Путина. Соответственно, его интервью грузинским журналистам также вписывается в такой имидж. Что касается намеков о том, что президент России готов иметь дело с кем угодно, но только не с Михаилом Саакашвили, то ясно, что в обозримом будущем именно Саакашвили будет политическим лидером в Грузии. По крайней мере, в ближайшие два года. Так что никакой практической ценности в намеках на готовность говорить с кем-то другим очевидно нет.

Ответом на заявления Медведева можно считать и масштабные мероприятия по случаю третьей годовщины военного конфликта. Они начались 7 августа, поскольку по версии грузинской стороны, именно в тот день осетинские формирования подвергли массированному артобстрелу грузинские села Южной Осетии. В рамках траурных мероприятий на новом батумском бульваре прошла выставка произведений грузинских художников, певец Дито Лагвилава исполнил песню «Хочу вернутся на родину». Одновременно в 17 странах мира грузинская диаспора устроила демонстрации и пикеты у дипредстваительств России. Частью мероприятий стало и открытие в непосредственной близости от Южной Осетии нового водохранилища. «Оккупанты часто шантажировали население грузинских сел, прилегающих к оккупированным территориям, что прекратят подачу оросительной воды, – заявил губернатор региона Шида Картли Зураб Арсошвили. – Но после открытия нового водохранилища население Шида Картли уже может не беспокоиться об этом».
18680 просмотров