Вестник Кавказа

Бакрадзе в Израиле: взгляд из Тбилиси

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
Бакрадзе в Израиле: взгляд из Тбилиси
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“
Взгляд из Израиля см. http://vestikavkaza.ru/articles/politika/diplomatia/54151.html

Самой обсуждаемой темой состоявшегося на днях визита председателя парламента Грузии Давида Бакрадзе в Израиль стало возвращение монастыря Св. Креста (Крестового монастыря). Несмотря на все ранее прозвучавшие опровержения, израильские официальные лица были ВЫНУЖДЕНЫ признать, что злободневная для грузинской стороны тема действительно обсуждалась в ходе встреч Бакрадзе с министром по делам религии, а также председателем Кнессета. Точнее, вопрос в ходе беседы постоянно поднимала грузинская сторона. Израильские же официальные лица явно не хотели вмешиваться в давний спор между Тбилиси и Иерусалимской патриархией относительно судьбы древнего монастыря. Но как быть, если высокий гость начинает все беседы именно с нее? Просто «не услышать» и ничего не ответить было бы недипломатично. В таком случае, зачем вообще приглашать в страну председателя парламента? Ведь в израильском МИДе, как и в Кнессете (откуда и была направлено приглашение Бакрадзе) точно знали, что тот обязательно затронет этот вопрос и считает его приоритетным. Но, судя по всему, в Израиле посчитали, что откладывать еще раз визит не стоит: кризис в грузино-израильских отношениях, возникший из за ареста двух израильских бизнесменов (собственно, по этой причине и был сорван планировавшийся в прошлом году визит Бакрадзе) и без того слишком затянулся.

Сказать, что Грузия для Израиля «стратегический союзник» было бы большим преувеличением. Но эта страна считается в Тель-Авиве довольно полезным и лояльным партнером хотя бы по причине неуклонной поддержки израильской позиции на всех международных площадках. Не будем забывать, что Грузия одна из немногих (чуть ли не единственная) страна, посольство которой находится в Иерусалиме. А такими прецедентами в Израиле не разбрасываются. Давид Бакрадзе это чувствовал и именно поэтому был довольно настойчив: «Естественно, что Крестовый монастырь находится в ведении Иерусалимской патриархии и естественно, мы ведем основные переговоры с ним, но очень важно, чтобы Государство Израиль и израильское правительство были адекватно информированы и включены в этот процесс, поскольку именно на территории Израиля находится монастырь и именно позиция правительства этого государства может решить многое. Для нас важно, чтобы израильское правительство было информировано и поддерживало этот процесс».

На настойчивые просьбы Грузии надо было дать дипломатичный ответ, исключающий любые недоразумения в отношениях с влиятельнейшим православным патриархом, но не вредящий и партнерству с Тбилиси. Такой ответ был дан министром по вопросам религии Израиля Яаковом Марги. Его заявление можно считать блестящим примером дипломатического искусства: «Мы обсудили с председателем парламента Грузии вопрос Крестового монастыря. Это проблемный и очень деликатный вопрос. В него включены три стороны. На мой взгляд, Израиль должен внести свой вклад, чтобы переговоры дали приемлемый для всех результат. Включая и Греческая церковь». Если перевести фразу с дипломатического языка, Израиль готов лишь способствовать переговорам между Грузией и Иерусалимской патриархией, но компромисс должен быть достигнут самими сторонами. Израиль не может повлиять на решимость грузинской стороны «добиваться предметных переговоров по крестовому монастырю», как не намерен и комментировать суровый ответ патриарха, исключившего такую возможность. http://izrus.co.il/dvuhstoronka/article/2012-03-08/17243.html

В то же время, никто не отрицает, что покойный миллиардер Бадри Патаркацишвили предлагал Греческой патриархии выкупить Крестовый монастырь, но получил отказ. Впрочем, отказ не был в стиле «есть вещи, которые не продаются». Именно поэтому, в состав делегации Бакрадзе был включен один из самых успешных грузинских бизнесменов Арчил Гегенава. Из окружения миллиардера Бидзины Иванишвили, перешедшего в жесткую оппозицию президенту, так же то и дело происходят «утечки», что Иванишвили готов заплатить значительную часть своего 6-миллиардного состояния, лишь бы вернуть «Джврис монастери» Грузии.

Эта святыня действительно имеет для страны огромное значение. Он основан в XI веке (во времена расцвета грузинской государственности и культуры) грузинскими монахами-просветителями Эквтимом и Георгием Мтацминдели при содействии царя Баграта четвертого (1027-1072). Несколько веков монастырь был светочем грузинского православия у гроба господня. Однако в конце XVII века, когда в Грузии воцарилась ужасная анархия, монахи были вынуждены продать землю, на которой находится монастырь, - греческой православной церкви.

Несколько лет назад, Крестовый монастырь оказался в центре международного скандала: неизвестные (по некоторым сведениям, сами греческие монахи) практически полностью уничтожили средневековую фреску с изображением великого грузинского поэта Шота Руставели, погребенного в монастыре. После протестов Тбилиси, греческие владельцы монастыря восстановили фреску «почти в первоначальном виде». В ходе того конфликта произошел примечательный эпизод, многое объясняющий в нынешнем дипломатическом споре: десятки представителей грузинской интеллигенции – поэты, писатели, художники, кинорежиссеры – провели акцию с просьбой о помощи у стен израильского посольства в Тбилиси. Причем, они принесли на акцию большого деревянного коня. Намек более чем прозрачен: согласно одной из трактовок «Илиады», война за Трою была войной между предками современных израильтян и предками современных греков. Вернее, она должна быть рассмотрена в семитско-индоевропейском дискурсе. Таким образом, привезя деревянного коня к стенам посольства Израиля, грузинские художники напоминали израильтянам об «историческом вероломстве тех, кто сегодня пытается уничтожить следы грузинского присутствия в святой земле».

Именно по этой логике, грузинские власти предпочитают вести переговоры с Государством Израиль, а не с владельцами Крестового монастыря. Хотя бы по той причине, что в ходе дипломатических контактов ни один вопрос не может быть исключен из повестки дня, если одна из сторон намерена его поднять. И каким бы ни был ответ Тель-Авива, сам факт переговоров о возвращении святыни (от чего пока категорически отказывается Иерусалимская патриархия) всегда положительно воспринимается грузинской общественностью. А значит приносит политические дивиденды как властям, так и оппозиции, соревнующимся в преддверии парламентских выборов в верности национальным ценностям и историческим традициям.
12475 просмотров