Вестник Кавказа

Двойной стандарт от Вашингтона

Двойной стандарт от Вашингтона
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Через Тбилиси Вашингтон распространяет политику мягкого влияния на Южном Кавказе с целью привлечения стран региона на свою сторону - в противовес евразийским проектам России, уверен главный редактор информационного агентства "Вестник Кавказа" Алексей Власов. Вопросы региональной безопасности и урегулирования нагорно-карабахского конфликта обсудит с руководством Азербайджана госсекретарь США Хиллари Клинтон. 6 июня она прибыла в Баку с однодневным визитом в рамках турне по странам Южного Кавказа.

До визита в Баку Клинтон посетила Грузию. На заседании в Тбилиси госсекретарь США призвала Россию вывести войска из Южной Осетии. Российская сторона, по ее мнению, должна придерживаться соглашения о прекращении огня от 2008 года. В это входит вывод сил на позиции доконфликтного периода, отметила госсекретарь США. Об этом сообщает агентство "Новости-Грузия".

В целом в рамках визита в Тбилиси Клинтон традиционно не только призывала к развитию демократии в Грузии, но и сделала ряд политических заявлений. Эксперты расценили их как активизацию усилий Вашингтона на грузинском направлении и намерение и дальше поддерживать режим Михаила Саакашвили.

Подробнее о целях визита госсекретаря США в страны Закавказья "Голосу России" рассказал главный редактор информационного агентства "Вестник Кавказа" Алексей Власов.

- Клинтон не первый раз совершает турне по маршруту Армения-Грузия-Азербайджан. Нынешний визит носит символический или прагматический характер?

- Нужно подвести аудит первому президентскому сроку Барака Обамы, его политике на Южном Кавказе в преддверии предстоящих в США новых президентских выборов, и те заявления, которые госпожа Клинтон сделала во время поездки в Грузию, и ожидаемый характер диалога с азербайджанскими властями показывают, что американская администрация считает свой внешнеполитический курс на этом направлении достаточно успешным и готова выйти на следующий возможный срок Барака Обамы с усилением своего присутствия именно в этом стратегически важном регионе постсоветского пространства.

- То есть регион зависит от американской помощи, так что Вашингтон имеет там большое влияние?

- Вашингтон имеет преобладающее влияние в Грузии, и это понятно. Азербайджан диверсифицирует свою внешнюю политику между Москвой и Западом, но Армения традиционно считается стратегическим партнером России. Так что задача США, как ее формулирует Клинтон, - сохранить и упрочить свое влияние в Грузии, окончательно ввести Азербайджан в фарватер американской политики в этом регионе и постараться ослабить зависимость Армении от России. Может быть, эти слова и не были четко артикулированы, но, безусловно, в бэкграунде ее заявления лежат именно такие намерения.

- Поговорим о сделанных в Грузии заявлениях. Два года назад в рамках турне по странам Южного Кавказа визит Клинтон совпал с заявлением Белого дома о необходимости вывода российских военных баз из Южной Осетии. В ходе нынешнего визита госсекретарь США сама призвала Россию вывести войска из Южной Осетии. Почему Клинтон сделала это заявление в этом году? Что закодировано в призывах в проекции на российско-американские отношения?

- Первая проекция - это, конечно, внутриполитический контекст. Понятно, что тема внешней политики США будет, может быть, не доминирующей на предстоящих выборах, но оппоненты Обамы упрекают его в недостаточной жесткости по отношению к России и утверждают, что "перезагрузка" как таковая не состоялась, в том числе по причине агрессивной политики России на Южном Кавказе в отношении Грузии. А потому Клинтон должна делать соответствующие реверансы в сторону более консервативной части американского истеблишмента, прекрасно понимая, что это голоса и очень влиятельных избирателей, лоббистов, а значит, риторика всегда ужесточается тогда, когда наступает или близок "час Х".

Второй аспект - это, конечно, реальная попытка нерегиональных сил - а США являются на Южном Кавказе нерегиональными силами - принудить Россию к более мягкой, как они считают, политике в отношении Южной Осетии и Абхазии, то есть фактически отозвать решение о признании этих новых независимых государств. Позиция Клинтон в данном случае хорошо известна. И в тех заявлениях, которые она сделала, нет никакой сенсации.

Это постоянно повторяющийся в разных вариациях тезис о выводе российских военных баз, о выводе российских миротворцев, о фактическом отказе от самостоятельности Абхазии и Южной Осетии в обмен - а дальше интрига - скорее всего, на то, что Саакашвили в 2013 году не будет баллотироваться в президенты, а возможно, уйдет из большой грузинской политики.

- В преддверии этого визита очень многие говорили, что американская дипломатия будет присматриваться к возможным будущим кандидатам на президентское кресло в Грузии. Мы знаем, что Клинтон встречалась с оппозиционерами в Грузии, и довольными, как писали СМИ, оказались как и власть имущие, так и те, кто сегодня в оппозиции. Можно ли сказать, что администрация, госсекретарь США присматриваются к возможным кандидатам и делают какие-то ставки?

- Мне кажется, что этот вопрос впервые так плотно обсуждался во время недавней встречи Саакашвили и Обамы, которая, кстати, была первой не в рамках саммита, а именно в рамках двусторонних переговоров. Шорт-лист кандидатов в президенты примерно понятен, допустим, мэр Тбилиси Угулава, премьер-министр Гилаури, министр иностранных дел Вашадзе, очень популярный министр внутренних дел Грузии Мерабишвили - то есть все это люди Саакашвили.

Видимо, со стороны оппозиции тоже есть какие-то свои взгляды на будущего, скажем так, формально согласованного кандидата с тем, чтобы не раскалывать прозападный политический класс Грузии. И я думаю, что, видимо, остановились, по крайней мере пока, на таком кандидате, не будем гадать на кофейной гуще, на ком именно из перечисленных фигур, кто устраивает полностью Саакашвили и, скажем, частично устраивает грузинскую оппозицию, не вызывает у нее полного чувства отторжения. Главное - не Саакашвили, это для них принципиальный вопрос.

- Часто мы слышим из уст грузинской элиты о том, насколько хороший друг США, как часто они протягивают финансовую руку помощи Грузии. Насколько далеко может зайти Грузия, играя в дружбу с США? Какую цель через Грузию преследуют США в долгосрочной перспективе?

- Это очень многоаспектный вопрос, но я остановлюсь только на одной составляющей. Грузинская модернизация осуществляется в значительной степени на американские деньги и на деньги западных фондов. Достаточно успешная, по грузинским меркам, реформа таможенной службы, Министерства внутренних дел, борьба с коррупцией. Все это на чужие средства превращает Грузию в витрину западной модернизации в южнокавказском регионе.

Мне кажется, что это вариант мягкого влияния на соседние страны, потому что ни для кого не секрет, что молодые сетевые оппозиционеры в южнокавказских государствах сейчас занимают более активную позицию, выдвигают и в Сети, и во время своих манифестаций лозунги "Хотим, как в Грузии", "Хотим своего Саакашвили".

В общем-то, американцы добиваются, как мне кажется, именно этого: расширить модернизационное поле за счет дополнительных финансовых вложений именно по западному сценарию, по западному образцу - в противовес евразийским проектам, которые предлагает Россия и Владимир Путин.

И эта борьба за умы и настроения молодежи может быть не столь заметна, как тема Южной Осетии, Абхазии или Нагорного Карабаха, но мне лично это представляется гораздо более важной задачей прежде всего для России. Мы должны показать свою витрину успешной модернизации для того, чтобы перенести общественное мнение, в том числе в самой Грузии, в сторону более близких отношений с Москвой.

- А как стоит расценивать не только теплые, скажем так, отношения Грузии и США, но и подарки? США подарили Грузии, если не ошибаюсь, патрульный катер.

- Это знаковые моменты, символизирующие новый уровень партнерских отношений. К каждому визиту готовится какой-то особый подарок.

- Постоянные заявления о приветствии будущего вступления Грузии в НАТО могут как-то повлиять на отношения Москвы и Вашингтона?

- Я думаю, что грузинская тема не является определяющей, потому что много вопросов, связанных с противоракетной обороной (ПРО), с иранской проблемой, с Сирией, сейчас разделяют Россию и Соединенные Штаты. Многие уже говорят о том, что "перезагрузка" - это только красивая оболочка, а в ней никакого реального наполнения нет.

Я не настолько в этом смысле пессимист, но мне кажется, что аудит после таких заявлений, таких визитов российской политике именно на западном, на американском направлении, безусловно, необходим. Потому что мы видим: чем ближе выборы, тем жестче риторика, тем меньше учитываются интересы России. И это, в общем-то, свершившийся факт. Поэтому наши руководители должны делать выводы. Посмотрим, как они отреагируют на такие громкие заявления госпожи Клинтон.

- Первой страной была Армения, где Клинтон сказала, что нагорно-карабахский конфликт не имеет военного решения. Об этом не раз говорили представители других стран. Понятно, что эта тема будет одной из центральных на переговорах с президентом Азербайджана. Как вы считаете, могут прозвучать из уст главы Госдепартамента США какие-то новые возможности для решения данного конфликта?

- Я общался с азербайджанскими партнерами, коллегами. Звучал только один вопрос: если Клинтон так последовательно отстаивает позицию Грузии в вопросе Южной Осетии и Абхазии, то почему она столь же решительно не отстаивает позицию, допустим, Азербайджана в нагорно-карабахском конфликте? Ну, или не Азербайджана, а Армении?

Клинтон играет в достаточно опасную, на мой взгляд, игру, выдвигая тезис о незамедлительном решении вопроса Абхазии и Южной Осетии, фактически использует так называемый двойной стандарт в отношении темы Нагорного Карабаха. В Азербайджане это видят, и я думаю, что, несмотря на общий позитивный информационный фон вокруг визита, эту тему азербайджанское руководство будет ставить перед госпожой Клинтон достаточно жестко.

Я лично не ожидаю больших результатов визита в Азербайджан. Да, будут какие-то общие фразы о дружбе, демократии и стратегическом партнерстве. Но карабахская тема, которая, на мой взгляд, сейчас не решаема в принципе, будет перед Клинтон стоять как тот камень, который невозможно обойти.
20915 просмотров