Вестник Кавказа

Основы религиозной культуры в школе -2

С этого учебного года российские четвероклассники начали изучать новый предмет «Основы религиозной культуры и светской этики». Он включает шесть модулей, из которых родители могут выбрать один - «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Вначале предполагалось изучать этот предмет в четвертом и пятом классах, но когда «выяснилось», что с пятого класса с детьми начинают заниматься учителя-предметники, обязанность по развитию представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, взвалили на учителей младших классов. (См. «ВК» http://www.vestikavkaza.ru/articles/55428.html). Говорить о результатах нововведения пока рано, но эксперты уже пытаются подвести промежуточные итоги.

«Есть опасность, что этот предмет из предмета, который изначально вводился для того, чтобы консолидировать общество, для того, чтобы развивать толерантность, для того, чтобы дети знали страну как многоконфессиональную страну, мы получаем разъединение страны, - говорит редактор образования и новых технологий газеты «Комсомольская Правда» Александр Милкус. - Это и то, что в Грозном предмет будут преподавать имамы, которые введены в состав общеобразовательных учреждений на должности завучей. При подготовке эксперимента как раз наоборот предполагалось, что будут вести люди, не связанные административно с религией. Это то, что во многих областях выбора у детей практически нет: любо светская, либо если это области, в которых в основном русское население, то православная культура. У меня есть письмо от родителей из Московской области, что в заявлениях типографским модулем написано: «Выбирает «Основы православной культуры»». То есть уже заложено, что будут изучать все основы православной культуры. Тоже понятно, почему. Потому что педагогов, преподавателей достаточных для того, чтобы преподавать все шесть модулей на достаточном уровне, нет».

«Все эти проблемы уже ставились, и они не новы, - напоминает заведующий научно-методическим кабинетом отдела религиозного образования и катехизации РПЦ Игорь Метлик. - Сейчас просто речь идет о том, что все это расширено, экстраполировано на всю страну, и еще раз многие впервые, некоторые не впервые с ними сталкиваются. Что касается отношения, конечно, отношение будет разное, и никогда мы не добьемся того, чтобы ни один учебный предмет, в том числе этот вводимый, поддерживало 100% населения. В то же время, есть объективные данные опросов, по которым от 80% до 90% участников по итогам состоявшегося преподавания, работы выражали положительное отношение… Дети, педагоги получили лучшую возможность узнавать те культуры, традиции, религии, которых придерживаются семьи школьников. Стереотипы, которые мы по инерции еще несем из советского прошлого в отношении изучения религии, в отношении к религиозному образованию, они довлеют и мешают достигать большего успеха. Но я уверен, что если мы встретимся через год и обсудим результаты, скажем по Москве, мы в целом получим тот же результат, что и в эксперименте – положительное отношение большинства участников этого процесса».

«Мне думается, что более практической, более приемлемой была, обсуждавшаяся еще до введения этого модуля, мысль о том, что школьникам надо давать основы мировых религий, чтобы они имели представление обо всех», – говорит генеральный секретарь Евроазиатского Еврейского конгресса, автор учебника по иудаизму Михаил Членов. 

«Предмет совершенно новый, методики еще разработаны крайне слабо, курсы повышения квалификации, которые проводились и сейчас проводятся министерством, все равно не охватывают того количества преподавателей, - признает руководитель Центра образовательных проектов Издательства «Просвещение» Александр Данилюк. - Я был в Курске, регион участвовал в апробации. Открытый урок по основам православной культуры. Учитель, прошедший повышение квалификации, говорит детям в присутствии руководителей, других учителей: «Дети, если вы будете есть мясо в пост, то вы попадете в ад». Хотя с точки зрения традиции она права – несоблюдение поста – это грех, грех ведет к тяжелым последствиям, то есть с точки зрения содержания, права. Но педагог не учитывает детского восприятия, в результате такой неосторожности одна девочка из класса перестала есть мясо вообще.
Москва очень сложный регион. Здесь сама идея духовно-нравственного воспитания воспринимается с большим трудом, чем в регионах. С точки зрения идеи воспитания, возвращения воспитания в школу тут есть особая специфика. Проблема есть, но она решаема».

9810 просмотров