Вестник Кавказа

История бакинской нефтяной промышленности -78

Исмаил Агакишиев, "История бакинской нефтяной промышленности"
Со времени открытия месторождений нефти Баку стал особым местом, где концентрировались и сталкивались различные экономические и политические интересы международных коалиций, промышленных кланов и лидеров стран. «ВК» продолжает публикацию глав из книги Исмаила Агакишиева «История бакинской нефтяной промышленности и второй нефтяной бум (вторая половина ХIХ – начало XXI вв.)». В книге представлен исторический анализ возникновения и современного состояния азербайджанской нефтяной промышленности.

Дирекция КМНК подотчетна управляющему комитету подрядчика, состоящему из представителей подрядных сторон или компаний-учредителей, и обладает правом утверждения рабочих программ и бюджетов. Соответствующие подкомитеты, в свою очередь, оказывают необходимую помощь и поддержку деятельности управляющего комитета подрядчика. Эти подкомитеты состоят из представителей каждой из подрядных сторон материнских компаний.

Первым президентом КМНК был Джемис Тилли, старшим вице-президентом по производству – Андреа Киури, старшим вице-президентом по финансам и кадрам – Павел Кауфман. Дж. Тилли был очень известным и опытным топ-менеджером, около 30 лет работал в нефтегазовой области в американских компаниях за пределами США – в России, Турции, Ливии, Нидерландах. Гражданин Италии Андреа Киури имел 26-летний опыт в газовой промышленности. Примечательно, что первым вице-президентом КМНК по финансовым и кадровым вопросам был назначен П. Кауфман, окончивший Азербайджанскую государственную нефтяную академию. В 1971–1972 гг. он работал на Нефтяных Камнях в должности инженера-экономиста, затем – начальником планового отдела НГДУ имени Н. Нариманова. Кауфман участвовал как в российских, так и в азербайджанских проектах. В 1977–1990 гг. он стал заместителем генерального директора ПО «Нефтеотдача», в 1992–1996 гг. – президентом АО «Сибирьнефтегаз», а с 1996 г. – вице_президентом КМНК.

Компании, входящие в КМНК, работают более чем в 70 странах мира; их совместный валовой доход составляет 12,6 млрд долларов; общее количество сотрудников, работающих во всех трех компаниях, составляет свыше 107 тыс. человек, а суточная добыча эквивалента нефти и газа составляет 2,3 млн баррелей.

Вице-президент КМНК А. Киури высоко оценил опыт местных кадров: «Мы хотели бы отметить высокий профессионализм местных специалистов, чей опыт мы стараемся максимально использовать во всех областях». При осуществлении кадровой политики преимущественно привлекались граждане Азербайджанской Республики. Усилия большого контингента азербайджанских специалистов и финансы нефтяных компаний настолько слились воедино, что при осуществлении контракта успех становился их общей целью.

КМНК ведет кадровую политику в направлении увеличения числа граждан Азербайджанской Республики. В то время как на этих разработках было предусмотрено от 30 до 50% участия азербайджанского персонала на инженерно-технических должностях, фактически состав работающего местного персонала составляет 79%. 100% рабочего персонала составляют граждане Азербайджанской Республики, в то время как контрактом было предусмотрено 70%. В реальных цифрах из 71 сотрудника КМНК лишь 12 – иностранные специалисты.

КМНК была первым консорциумом в Азербайджане, начавшим работу на неразведанной структуре, что было уже само по себе большим производственным риском.  Необходимо было доказать наличие запасов углеводородного сырья. Причем по условиям контракта затраты странам не возвращались. Бюджет компании на 1996 г. был утвержден в сумме 18,2 млн долларов и был выполнен полностью, а бюджет на 1997 г. составил 42,2 млн долларов.

Буровые работы на «Карабахе» проводила компания-монополист по бурению разведочных скважин на азербайджанском шельфе Каспия – азербайджано-американское СП «Caspian Drilliny Company» (CDC). Бурение велось с полупогруженной плавучей буровой установкой «Деде Горгуд», пришедшей в распоряжение КМНК от «Северо-Апшеронской операционной компании».

На буровые работы (бурение первой скважины) в 1997 г. КМНК планировала потратить 15,5 млн долларов. Перспективная структура «Карабах» была открыта в результате проведенной ГНК АР сейсморазведки. Ускорение проведения первоначальных работ позволило бы начать добычу углеводородов в 2001 г.5. Судно «Баку» начало разведку 15 сентября 1996 г. с использованием двух_ и трехсейсмоприемных КОС (технология, впервые примененная на Каспии). При бурении первой разведочной скважины в декабре 1997 г. подрядчик был вынужден остановить буровые работы. КМНК обнаружила газонасыщенные отложения в ходе бурения первой разведочной скважины, завершившегося на глубине 3840 м.

По мнению руководства, выбор точки бурения первой скважины был ошибкой КМНК, которая не воспользовалась рекомендациями геологов ГНКАР. В первой разведывательной скважине (ПСК-1) на месторождении Карабах после бурения не был использован единственный метод, позволявший точно выявить содержимое пласта, – опробовательные работы. Но подрядчик в связи с возрастанием стоимости скважины отказался от них. КМНК была готова к опробованию пластов во время бурения второй скважины. ГНКАР настойчиво советовала им не уходить с этой скважины и опробовать пласты, подрядчик же принял другое решение.

Следует отметить, что не существует чисто нефтяных или чисто газовых месторождений. Залежь всегда представляет собой переход от газовой к газоконденсатной и нефтяной оболочке. Соотношение этих фазовых состояний углеводородов могут показать именно опробовательные работы. Специалисты ГНКАР были уверены, что при бурении второй скважины все будет нормально.
8515 просмотров