Вестник Кавказа

Эльбрусское ожерелье

«Некоторые считают Эльбрус одним из самых опасных вулканов России. Говорят, еще в древности его называли Огненной горой. Хотя кто называл? Балкарцы, вроде, звали его Тысячей гор, кабардинцы - Горой счастья, сваны – Гривой снега…», - нудно спорил сам с собой экскурсовод, сопровождавший нас в поездке на Эльбрус. Туристический автобус еле тащился по обледеневшему серпантину, и сопровождающему, видимо, уже до чертиков надоело в тысячный раз повторять местные легенды. Поэтому он перешел в режим свободного внутреннего диалога, периодически вербализируя его фрагменты.

«Зачем в древности людям было лезть на обледеневшую гору? Возможно, это был ритуал. На вершине сидел языческий бог гор и ему туда тащили жертвоприношения? Была легенда, что туда могли подниматься только жрецы, а простых смертных гора убивала…», - экскурсовод на секунду замолчал (а, может, и вовсе не было никакой паузы) и на той же ноте продолжал: «Вон! Стоят! Приходи и живи. Квартиры пустые стоят. Никто тебе слова не скажет. А можно и официально – за пять тысяч рублей квартиру купить. Только кто ж сюда поедет?» За окном мелькали заброшенные дома города-призрака Тырныауза…

В конце 1920-х советское правительство направило в верховья реки Баксан геологическую экспедицию, которая сначала открыла мышьяково-полиметаллические жилы в районе Тырныауз-Су, потом – сурьмяное месторождение на хребте Малый Тырныауз, а вскоре молибден и вольфрам. На Тырныаузском месторождении построили комбинат и фабрику, а в долине Баксана - на 1,5 километра ниже месторождения - жилые дома для рабочих рудника. Так в 1930-х там появился поселок, который через 20 лет стал городом Тырныауз (от балкарского Тырныауузу - "узкое ущелье". В постперестроечные времена градообразующие вольфрамово-молибденовые рудники престали работать и Тырныауз опустел. Еще в начале 2000-х это был мертвый город – из окна автобуса открывалось поистине душераздирающее зрелище.

Сейчас у города появилась надежда на возрождение, правда, власти Кабардино-Балкарии делают ставку не на возрождение рудников, а на создание туристического комплекса. Идея превращения Тырныауза в курортный город европейского уровня месяц назад была одобрена Советом по инвестициям при президенте КБР. Здесь решили построить 25-этажную гостиницу на 600 номеров, а рядом хоккейную площадку, каток с трибунами на тысячу человек, бассейн, залы для тренировок борцов и тяжелоатлетов, спортзалы и игровые площадки, позволяющие тренироваться в условиях среднегорья спортсменам 25 олимпийских видов. Спортивно-туристический комплекс будет называться «Эльбрусское ожерелье». Деньги вложат голландцы и швейцарцы, а основной объем - корейцы (с юга).

На днях с представителями южнокорейских фирм–участников проекта было подписано соглашение о совместном инвестировании. Как передает газета «Северный Кавказ» со ссылкой на президента корейской фирмы-соинвестора «Салфко Корейшия Инк» Ли Санг-Ок, на плато Шхай-ты, на высоте 1,5 тыс. метров разместится новый горнолыжный комплекс, включающий более 300 км горнолыжных трасс с искусственным оснежением и 8 канатных дорог общей длиной в 100 км. На первом этапе инвесторы готовы вложить в него 600 млн евро. В дальнейшем намечено строительство международного аэропорта и дороги. «На плато уникальные климатические условия, подъездные пути и вода для оснежения. Высота оптимальна для тренировок спортсменов в условиях среднегорья. Нельзя забывать и об уникальном соседстве с курортами Приэльбрусья. Такого сочетания преимуществ нет нигде в мире», - заметил замминистра экономразвития Кабардино-Балкари Мурат Керефов, который призвал считать проект частью поэтапного обустройства Приэльбрусья как курорта международного уровня.

Речь идет так называемом о горно-рекреационном комплексе «Приэльбрусье». Это туристское название части Большого Кавказа в центре большого горного массива, на южной границе России. К западу от Приэльбрусья раскинулась Грузия, к востоку - бассейн реки Чегем, на юге граница проходит по Главному кавказскому хребту. В Приэльбрусье всего шесть поселков - Верхний Баксан, Нейтрино, Эльбрус, Тегенекли, Байдаево, Терскол, а ближайший город как раз Тырныауз.

В инвестиционном паспорте Приэльбрусье названо национальным парком, который наряду с разнообразием ландшафта, формирующим условия для развития туристского, альпинистского и горнолыжного комплекса, обладает уникальными целебно-оздоровительными ресурсами, благоприятным микроклиматом и большими запасами высококачественных минеральных вод. Власти республики уже сейчас называют Приэльбрусье международным центром туризма, альпинизма и горнолыжного спорта. От главной долины, где течет Баксан, вверх поднимаются ущелья, которые ведут к вершине Донгуз-Оруну (4492 м), к головокружительным отвесам Шхельды, Чатына. В горах берут начало реки Кабардино-Балкарии. Воды Чегема, Черека, Баксана, Малки и их притоков глубоко прорезают горные цепи, срываются водопадами с утесов, создавая на пути к Тереку красивейшие пейзажи. В Приэльбрусье более 300 солнечных дней в году. Снег в горах лежит с ноября до мая, столько же длится и горнолыжный сезон.

Все эти аргументы власти Кабардино-Балкарии приводят потенциальным инвесторам, призывая их вкладывать деньги в курорты республики. Кроме Приэльбрусья они выделили еще 10 зон потенциальной рекреационной специализации, о которых ВК расскажет в ближайшее время.
25960 просмотров