Вестник Кавказа

Интересы стран Южного Кавказа в контексте сирийской и иранской проблемы

Давид Степанян, Ереван

Недавний визит госсекретаря США Хиллари Клинтон в Армению, Азербайджан и Грузию дал повод для определенных раздумий в экспертных сообществах республик Южного Кавказа об истинных целях этого визита. Не секрет, что Соединенные Штаты уже довольно долгое время пытаются продавить перед Ереваном, Баку и Тбилиси свой проект по окружению и нейтрализации возрастающих амбиций Исламской Республики Иран. Также не секрет, что деятельное участие в этих переговорах принимают и израильские дипломаты. В то же время позиция основного стратегического союзника Армении – России относительно Ирана и в первую очередь Сирии коренным образом отличается от позиции США, Израиля и всего западного сообщества. Если Вашингтон и Тель-Авив вынашивают ястребиные планы в отношении Тегерана и Дамаска, то Москва прилагает все усилия для разрешения сирийской проблемы и ядерной проблемы Ирана исключительно мирным путем. В данном контексте Армении, Азербайджану и Грузии рано или поздно, но придется делать выбор между геополитическими интересами Москвы и Вашингтона.

Примечательно, что позиции Тбилиси в этом вопросе имеют довольно ощутимые различия с позициями Баку и Еревана. Грузия, являющаяся реальным претендентом на членство в НАТО, о котором давно мечтают тбилисские политики, делает все для того, чтобы американские военные чувствовали себя комфортно на ее территории. Очередным проявлением тесного сотрудничества Грузии и США в оборонной сфере стал начавшийся 21 июня недельный визит бывшего министра обороны США Дональда Рамсфельда в Грузию. Рамсфельд уже встретился с министром обороны Грузии Бачо Ахалая, с которым обсудил вопросы повышения обороноспособности Грузии и военного образования, разговор также коснулся участия Грузии в миротворческой операции в Афганистане (ISAF) и перспектив интеграции в НАТО. Однако, по мнению ряда аналитиков, в ходе довольно обширного визита американского стратега в Грузию в реальности обсуждаются вопросы предполагаемого участия Грузии в операции по нейтрализации Ирана.

Собственно, Пентагон уже давно создал всю инфраструктуру на территории Грузии необходимую для начала операции против Ирана. Наиболее наглядной и видимой ее частью является достаточно протяженная бетонная шестиполосная автострада, построенная на американские деньги на участке дороги Тбилиси-Поти. Учитывая достаточно мощное основание новой дороги, а также ее расположение, автострада при желании, а такое желание у Пентагона, несомненно, есть вполне может послужить взлетно-посадочной полосой для американо-натовских истребителей, если Пентагон вдруг вознамериться бомбить иранские ядерные объекты и не только. Учитывая же не самые лучшие отношения между Михаилом Саакашвили и Владимиром Путиным, упорно не замечающего Михаила Николозовича, последнему не остается ничего, как поддержать в данном вопросе своего сатрапа в лице США имеющих очевидную заинтересованность в нейтрализации Ирана.

Несколько иным образом обстоит ситуация с Арменией и Азербайджаном. Ереван связан с Москвой Договором о стратегическом партнерстве, основная часть стратегически важных объектов находится либо в собственности, либо в концессионном управлении россиян. В Армении присутствуют такие российские компании как МТС, Газпром, Русал, РЖД, Росатом. Кроме того, именно Москва хоть и в рамках Минской группы продолжать играть роль главного модератора в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Примечательно, что это происходит с полного согласия Армении и вынужденного Азербайджана, поскольку слишком уж много третьих стран стремится впрячься в урегулирование НКК. Немаловажное место в двустороннем сотрудничестве занимает и российская 102-я военная база, размещенная в Гюмри и оснащенная ЗРК С-300, мощнейшими средствами ПВО и военной техников. Личный состав базы колеблется в пределах 5 тысяч военнослужащих. Отдельная речь идет об многовековых армяно-иранских отношениях. Исламская республика имеет довольно крепкие связи с Арменией, как в политической, так и экономической сфере. Последним проявлением заинтересованности ИРИ в реализации экономических проектов в республике стал договор о совместном строительстве Мегринской ГЭС на реке Аракс разделяющей Иран и Армению. Мегринская ГЭС станет крупнейшим гидроэнергетическим объектом на территории всего Закавказья. Словом об армяно-иранских отношениях можно говорить достаточно долго, как, впрочем, и об армяно-российских.

Меж тем в Азербайджане Иран и Россия воспринимаются в несколько ином ракурсе, чем в Армении. Впрочем, данный факт не вызывает удивления, учитывая наличие стратегических отношений между Баку и Анкарой. Отношения между Азербайджаном и Ираном, тема отдельная и достаточно запутанная, поскольку отношения эти, начиная с 2012 года, существенно обострились. Формальным поводом послужила тесная дружба Баку с Израилем, которая, мягко выражаясь, не очень нравиться Тегерану. Впрочем, израильские политики откровенно признают, что хорошие отношения между Израилем и Азербайджаном – часть израильской концепции по окружению Ирана, концепции в которую Армения по понятным причинам не вписывается. Последним проявлением израильско-азербайджанской дружбы стал договор о приобретении Азербайджаном израильских вооружений на сумму в 1,6 млрд долларов. Также примечательно, что 40% нефти импортируемой на нужды израильской экономики приходится на долю Азербайджана, обладающего к тому же достаточно мощным лобби в Израиле. Учитывая все эти факторы, Тегеран на самом высоком уровне неоднократно озвучивал завуалированные угрозы в адрес Баку, в случае если последний рискнет поддержать американо-израильские планы по нейтрализации ИРИ. Последняя сделка по покупке израильских вооружений Азербайджаном вызвала новый виток в “холодной войне” между Баку и Тегераном. Таким образом, власти Азербайджана сегодня находятся перед серьезнейшей дилеммой, поддержать агрессивные натовские планы и тем самым окончательно развернуть против себя Иран, либо поддержать миротворческие усилия Москвы, настроив против себя Вашингтон.

На данный момент глобальное противостояние вокруг Ирана переместилось в плоскость противостояния вокруг гражданской войны в Сирии. Сегодня США и западный мир всеми силами стремятся свалить неугодный им, но, тем не менее, по-своему легитимный режим Башара Асада. Россия и Китай Асада последовательно защищают, накладывая вето на проект резолюции по Сирии в Совбезе ООН. Исходя из данной внешнеполитической линии Москвы, становится ясно, что Кремль не намерен допускать в Сирии повторения реализации ливийского сценария, когда, после принятии резолюции СБ ООН, которая была использована для бомбежек Ливии был уничтожен режим Муаммара Каддафи. В Москве считают, что Россия и США должны использовать свои возможности, чтобы влиять на сирийские власти и оппозицию и остановить вооруженное противостояние. Сегодня уже всем понятно, что после падения Сирии и ухода оттуда россиян, следующей целью сторонников повсеместного распространения “мира и демократии” станет Иран с его ядерной программой. После чего весь регион, включая страны Закавказья погрузиться в хаос, который лишь американские стратеги отваживаются характеризовать как управляемый.

Исходя из вышеизложенного, сегодня странам Южного Кавказа необходимо объединить свои усилия и поддержать усилия Москвы направленные на мир в регионе. Война в Сирии, и особенно в Иране будет означать для региона миллионы беженцев, экономическую разруху и все другие “прелести”, которые уже принесли в Ирак, Ливию и Афганистан американцы. Для Грузии имеющей замороженные неурегулированные конфликты с Россией, Абхазией и Южной Осетией и для Армении с Азербайджаном с завязшим на зубах также замороженным нагорно-карабахским конфликтом, война на их непосредственных границах может привести к поистине непредсказуемым последствиям. Сегодня никто не может предугадать, как поведут себя в этом случае, к примеру, компактно проживающие в Северном Иране азербайджанцы. Начнут ли они мигрировать в Азербайджан или же в Армению или же предпочтут спорный Нагорный Карабах…

Для того чтобы определиться в своих внешнеполитических приоритетах странам Закавказья следовало бы просто припомнить август 2008 года, когда в результате пятидневной войны Грузия была приведена в состояние цейтнота, а Армения и Азербайджан понесли убытки в сотни миллионов долларов. Повторюсь, все это стало результатом по сути небольшой локальной войны, возникшей в результате агрессии против небольшого осетинского народа. Понять, что будет с Арменией, Азербайджаном и Грузией в случае дальнейшего нагнетания эскалации вокруг Сирии и главное Ирана нетрудно. Именно поэтому все три закавказские страны, которые каждая по-своему уязвимы, кровно заинтересованы в сохранении пусть относительных, но мира и стабильности в регионе. И сегодня этот мир и стабильность может гарантировать лишь Россия, естественно при поддержке Китая и стран-членов Организации Договора о коллективной безопасности. США очень далеки от Южного Кавказа как географически, так и ментально, чтобы их всерьез интересовала судьба народов населяющих этот небольшой регион на стыке Европы и Азии. И Россия, всегда приходившая на помощь нашим народам, сегодня как никогда нуждается в пусть даже небольшой, но поддержке в реализации своих планов по сохранению мира и относительной стабильности в регионе.
14815 просмотров