Вестник Кавказа

ЭЛЛА КЕСАЕВА РАССКАЗАЛА ВК, КАК ПРЕЗИДЕНТА ЗАЩИТИЛИ ОТ ЖЕРТВ ТЕРАКТА

Мурат Габараев, Осетия

В годовщину начала пятидневной войны в Южной Осетии во Владикавказе побывал президент Дмитрий Медведев, где награждал военнослужащих, участвовавших в той войне. Торжественная церемония проходила в хорошо охраняемом штабе 58-й армии Северо-Кавказского военного округа. О работе охраны корреспонденту ВК рассказала сопредседатель Всероссийской общественной организации «Голос Беслана» Элла Кесаева:

- Мы, жители Беслана узнали о визите президента из новостей и собрались на встречу в надежде, что президент и нас выслушает. Штаб окружали военные, сотрудники милиции и мужчины в штатском. Здание штаба имеет два входа–выхода: напротив торгового центра «Арктика» и напротив Мемориала воинской славы. Мы встали у обоих выходов и приготовили плакаты: «Беслан просит о встрече» и письмо: «Господин президент! Подходит пятая годовщина бесланской трагедии. Просим Вас о встрече с потерпевшими по вопросам расследования теракта, закона о статусе жертв терактов».

По пассивному поведению военных было видно, что через вход напротив мемориала президент не будет выезжать. Мы попытались перейти к другому входу со стороны «Арктики», но здесь сотрудники ГИБДД стояли плотным кольцом. Пришлось обойти их. Нас предупредили, чтобы шли только по тротуару. Подчинились и дальше быстрым шагом, по цепочке, пошли к дверям штаба. Одну из нас, которая шла впереди, окружили человек десять в штатском. Вторую – догнал молодой, спортивного телосложения мужчина и попросил предъявить паспорт. Она поинтересовалась, почему должна предъявить удостоверение личности. Человек показал удостоверение сотрудника милиции, но и тут же убрал, не дав возможности прочитать фамилию. Он сказал, что ему не велено пропускать нас. Женщина объяснила, что она - из пострадавших в бесланском теракте, и что хочет передать письмо президенту.

Тогда со словами «Вы не пройдете!» милиционер схватил женщину за руки и замахнулся. Она отклонила голову, но охранник все-таки задел пальцами ее лицо. На помощь ему подбежало еще несколько человек в штатском. Они окружили нас, не давая сдвинуться с места, выхватили плакат и разорвали. В наш адрес сыпались угрозы: «Если побежите на дорогу, вас могут застрелить», «Сейчас вас силой заставим уйти». Так продолжалось минут двадцать. К тому времени из дверей штаба выехали черные машины с затемненными стеклами – президент уезжал…  Мы успели достать плакат, но увидеть его из машины уже был нельзя.

Когда президентский кортеж проехал мимо, мы развернулись и молча пошли к своей машине. Нас догнал человек крупного телосложения. Он был настроен поговорить:
«Подождите, подождите. Зачем вы хотели встретиться с президентом?»
Мы ответили, что расследование по бесланскому теракту не ведется, никого не наказали, что хотим об этом сказать.
Мужчина с усмешкой произнес: «А что, вам мало дали? Деньги же вам дали, что еще хотите?».
Мы возразили ему: «Хотим по закону».
Тогда он, глядя стеклянными глазами, сказал по-осетински: «Чем таких, как вы, меньше будет, тем Осетии лучше».

Мы ехали в Беслан в отчаянии, плакали. Как только выехали из Владикавказа, нас догнали три машины с сотрудниками ГИБДД. Они сказали, что получили указание остановить нас, что сейчас приедет начальство и разберется. Приехал начальник отдела по противодействию экстремизму. Переписал все данные нашего водителя, тоже пострадавшего в теракте, и попросил наши паспорта…

…Тем временем из аэропорта, расположенного недалеко от Беслана вылетел в Москву президент.

Когда мы приехали домой, по телевизору показали людей, радостно приветствовавших Медведева. Это были съемки месячной давности, сделанные в Южной Осетии.

Во время захвата 1 сентября 2004 года террористами первой бесланской школы погибло 334 человека, десятки стали инвалидами, но никто за это не был наказан.

18970 просмотров