Вестник Кавказа

Ираклий Мосешвили: «Кто владелец «Имеди»?

Георгий Калатозишвили, Тбилиси

Скандал с «Хроникой ужасного будущего», вышедшей в эфир телекомпании «Имеди» (см.ВК http://www.vestikavkaza.ru/articles/politika/power/16783.html), набирает обороты. Масла в огонь подлила неведомо откуда появившаяся в интернете запись телефонного разговора руководителей телекомпании Георгия Арвеладзе и Экатерины Цамалашвили. Из нее следует, что президент Саакашвили не только знал о подготовке сюжета, но и настаивал на том, чтобы он был как можно более реалистичным и шокирующим. В круговерти скандала мало кто обращает внимание на трагическую судьбу самой «Имеди» – по всеобщему мнению одной из лучших (если не самой лучшей) в Грузии телекомпании по художественной концепции и профессионализму коллектива. Та же «Хроника» вряд ли могла возыметь такой эффект и вызвать вселенский скандал, если бы ее не делали талантливые люди, знающие свое дело. Наиболее чувствительным вопрос о дальнейшей судьбе «Имеди», основанной в 2001 году покойным бизнесменом Бадри Патаркацишвили и ныне контролируемой таинственными бизнесменами (близкими к властям), стал для журналистов, ушедших из телекомпании во время противостояния между властью и оппозицией 2007 года. Один из них, Ираклий Мосешвили ныне представляет оппозицию в Комиссии по регулированию коммуникаций, занимающейся вопросами электронных СМИ. В интервью ВК Мосешвили рассказал, что на заседании комиссии выступил против любых санкций в отношении «Имеди».

- Господин Мосешвили, какие именно статьи Кодекса вещателей нарушила телекомпания «Имеди» выпустив в эфир «Хронику ужасного будущего»?

- Был нарушен пункт пятый тринадцатой статьи Кодекса вещателей Грузии. Этот пункт гласит, что в информационных или информационно-аналитических программах не рекомендуется симуляция событий или их моделирование, подобно тому, как это было сделано «Имеди» 13 марта. При этом кодекс требует - если все-таки телекомпания считает моделирование необходимым, картинку и сюжет обязательно должен сопровождать соответствующий указывающий титр на все время демонстрации моделированного сюжета. Естественно, законом предусмотрены определенные санкции за нарушение кодекса, но только не той статьи, о которой я говорил. Кодекс вещателя устанавливает, что вопрос о моделировании полностью относится к саморегуляции вещателя, то есть телевидение в данном случае только само может себя ограничить, если не хочет нарушить кодекс и столкнуться с моральным осуждением. Что касается других статей кодекса, ими предусмотрены различные санкции - от штрафа до приостановления либо лишения лицензии.
Но я принципиально против лишения телекомпании «Имеди» лицензии или ее банкротства путем наложения штрафов. В различных странах мира идут судебные процессы между наследниками Бадри Патаркацишвили и бизнесменом Джозефом Кеем, завладевшим «Имеди» после смерти бизнесмена. Значит, вполне может сложиться ситуация, при которой суд вернет «Имеди» законным владельцам – наследникам Патаркацишвили, то есть его семье. Но если у «Имеди» не будет лицензии, им достанется только здание и часть аппаратуры. Я считаю, это неправильным.

- Что вы можете сказать о судьбе этой телекомпании?

- Могу высказать только свое личное мнение. Не как члена комиссии, а как гражданина и журналиста, проработавшего в «Имеди» три года. С сожалением наблюдаю за тем, что происходит в последние годы с ней. Мы, журналисты, протестовали в декабре 2007 года, работая в «Имеди», поскольку были против того, чтобы телекомпания ассоциировалась с той или иной политической линией или конкретным политиком. И сумели добиться того, что «Имеди» считалась самой объективной и нейтральной за все время своего существования.

- Кому все-таки принадлежит сейчас «Имеди»?

- Юридически это открытая информация, но трудно говорить о том, каким процентом акций кто владеет. Во времена Патаркацишвили был очень сложный механизм. В конце 2007 года «Имеди» принадлежала Бадри Патаркацишвили и американской Newscorp Руперта Мердока в соотношении 51 на 49 процентов.
После смерти Бадри формальный владелец Гоги Джаошвили передал «Имеди» (как он говорил, под давлением) родственнику Патаркацишвили, американскому бизнесмену Джозефу Кею (Иосифу Какалашвили. В свою очередь, Кей передал контрольный пакет группе «Ракин». По последним данным, сегодня «Имеди» принадлежит Georgian Media Production Group. Ее соучредителями являются различные партнеры, но процентное соотношение их долей в пакете мне неизвестно.
Повторяю, юридически это открытая информация и каждый желающий может узнать, какая компания владеет «Имеди». Согласно закону, любое юридическое или физическое лицо может направить запрос в Комиссию по регулированию коммуникаций и получить информацию…

- Получить информацию о том, как называется компания, владеющая «Имеди», но не о том, кто является учредителем этой компании, то есть кто конкретно владеет «Имеди»? Кто он – гражданин Грузии или какой-то другой страны? Что это за человек или «группа товарищей»?

- Действительно, согласно грузинскому законодательству, очень сложно «докопаться» до конкретного человека, который является учредителем компании, владельца. Поэтому мало кто знает, кто конкретно владеет «Имеди». Необходимо изменить законодательство, чтобы и эта информация была открытой и доступной для всей общественности.

25895 просмотров