Вестник Кавказа

ВЕЧНЫЙ ЗОВ ГРУЗИНСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
Бывший кандидат в президенты, лидер объединенной оппозиции Леван Гачечиладзе объявил о создании нового общественного движения «Защити Грузию».
Это событие могло и не привлечь внимания (в Грузии уже зарегистрировано около 200 партий и общественных движений), если бы не социальный контингент, который составит костяк нового общественного движения с явно выраженными политическими целями.

ДОЩЕЧКА ЗНАМЕНИТОГО ПИСАТЕЛЯ

Фраза «Защити Грузию» принадлежит живому классику грузинской литературы Чабуа Амиреджиби. Несколько лет назад он потерял дар речи и с тех пор общается с людьми в письменной форме, выводя фразы на специальной дощечке. «Защити Грузию», - написал он во время телеинтервью, в разгар оппозиционных акций протеста, призывая защитить страну именно от президента Саакашвили и его команды. Фраза писателя, считающегося в Грузии великим, была воспринято как воззвание. Оно стало не только слоганом оппозиционных митингов, но и было скопировано с писательской дощечки на транспаранты, многочисленные билборды и плакаты, расклеенные по всему городу.

Движение «Защити Грузию» призвано добиться отставки президента Саакашвили и свергнуть правящий в Грузии режим осенью текущего года в ходе новой волны «кампании гражданского неповиновения». Чабуа Амиреджиби (по признанию Левана Гачечиладзе) стал одним из инициаторов формирования новой организации, объединяющей целый социальный пласт грузинского общества - некогда почти всемогущую а ныне увядшую грузинскую интеллигенцию.

АРИСТОКРАТИЯ ДУХА

Этот социальный феномен известен во всех постсоветских обществах. Но грузинская интеллигенция (особенно творческая ее часть, обласканная в Москве) пользовалась в республике поистине уникальным влиянием. Не будет преувеличением сказать, что местные коммунистические руководители советовались с «интеллигенцией» во время принятия ключевых решений развития республики. Особенно того, что касалось «национальных вопросов».

Бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузинской ССР, Эдуард Шеварднадзе однажды даже изрек: «В Грузии невозможна партийная работа без кропотливой работы с интеллигенцией». Эта фраза, в корне противоречащая основным постулатам марксизма-ленинизма (рассматривающего интеллигенцию как «прослойку», обслуживающую рабочий класс) наглядно свидетельствует, что с конца 1970-х именно интеллигенция стала фактором политической легитимации власти и правящей группировки в Грузии. Без ее поддержки и одобрения, власть как бы теряла статус «выразителя сакральных национальных интересов». Естественно, Эдуард Шеварднадзе, чутко улавливающий все тренды в казалось бы монолитном советском обществе, сразу оказался на гребне новой волны и небезуспешно попытался интегрировать «прослойку» в советскую партийно-административную систему. При этом использовались не только материальные блага и привилегии, но и социальные амбиции «аристократии духа» (как уже в посткомунистичесскую эпоху Шеварднадзе величал интеллигенцию).

За последние 20 лет «аристократы» принимали самое активное участие во всех значимых общественно-политических процессах. Но если взглянуть на них повнимательнее (не только восхищаясь собственно талантом кинорежиссеров и мастерством писателей, но и с учетом результатов их политической активности) выводы могут быть не столь радостными для грузинской интеллигенции.

ОШИБКИ ВЛАСТИТЕЛЕЙ ДУШ

Бывший вице-спикер парламента Вахтанг Рчеулишвили как то заметил, что термин «интеллигенция» все-таки производное от «интеллекта», а грузинская интеллигенция «за последние 20 лет ввергла страну в пучину бесконечных катаклизмов и не сумела предотвратить ни одной катастрофы, разразившейся на наших глазах». В этом высказывании есть сермяжная правда, несмотря на всю ее казалось бы нелогичность и некомфортность для всемирно известных личностей.

Первый президент Грузии Звиад Гамсахурдиа был истинным интеллигентом - его отец Константин Гамсахурдиа слыл корифеем творческой интеллигенции. Более того, политические идеи Гамсахурдиа основывались как раз на той националистической (точнее этнонационалистической) парадигме, которая в течение десятилетий вырабатывалась и популяризировалась в творческих лабораториях грузинских художников и отражалась в томах научных трудов. Однако придя к власти в 1991 году, Звиад (в отличие от Эдуарда Шеварднадзе) не смог выстроить систему социальных привилегий для элиты, не признавал ее главенствующей роли, «не советовался». За это он поплатился за это тем, что потеряв социальную легитимность, был свергнут полубандитским формированием «Мхедриони» (пользующимся полной поддержкой «аристократов духа») под предводительством вора в законе и «профессора искусствоведения» Джабы Иоселиани. Эксперимент с Гамсахурдиа обернулся кровопролитием в Южной Осетии (где еще в 1989-1991 гг. погибли сотни людей), гражданской войной и разрухой.

Взамен «неистового Звиада», интеллигенция вернула к власти Эдуарда Шеварднадзе, который, по ее мнению, мог лучше и рациональнее осуществить ту самую националистическую парадигму, которую не смог воплотить в жизнь Звиад Гамсахурдия. Результат еще более кровопролитная война в Абхазии (1992-1993 гг.), многолетний застой, коррупция и необратимое сползание к войне с Россией, начавшееся еще в 2001-2002 гг., после обострения проблемы вокруг приграничного с Чечней Панкисского ущелья и заявлений о намерении «постучать в двери НАТО». Сейчас почему то не принято вспоминать, что «стучать в двери НАТО» начал вовсе не магистр Нью-Йоркского университета «Колумбия» Михаил Саакашвили, а бывший первый секретарь ЦК компартии Грузинской ССР, перековавшийся в ходе «перестройки» в великого демократа - в соответствии с социальным заказом «аристократии духа».

ЗАКАТ

В 2003 году «аристократия духа» в абсолютном своем большинстве поддержала Михаила Саакашвили в ходе «революции роз». Однако новый лидер запустил программу «социальной перезагрузки» и создания вестернизированного общества, в котором уже не было места для институтов отжившей эпохи. «Духовную аристократию» молодой вспыльчивый президент не без оснований заподозрил в саботаже реформ. В эмоциональном порыве он назвал «аристократию духа» (дословно) «экскрементами, достойными спуска в сортир», по сути повторив тем самым известное высказывание, приписываемое Ленину о «совести и мозге нации». Результат - изрядно потрепанные интеллигенты почти в полном составе (от известных писателей до кинорежиссеров и актеров) оказались в новом движении Левана Гачечиладзе и намерены уже в четвертый раз «спасти Грузию», защитив ее на этот раз от Саакашвили.
Тем не менее, судя по их высказываниям на учредительном собрании нового движения, ни один «интеллигент» не задается вопросом – простым, наивным, но до гениальности точным и логичным (как бессмертное «А король то голый!»): «Если все три предыдущих случая привели страну к катастрофе, то может дело не личностях, а в той самой «национально-государственной парадигме», осуществлять которую «мозг нации» поручает тем или иным политикам?» Говоря иначе (словами современного сатирика): «Так может в консерватории что подправить?»
11010 просмотров