Вестник Кавказа

Кадры решают что?

18 февраля исторический факультет МГУ провел экспертный семинар, посвященный проблемам подготовки кадрового резерва на постсоветском пространстве с участием российских, азербайджанских, украинских и казахстанских экспертов. "Вестник Кавказа" публикует наиболее важные выступления участников семинара.

Алексей Власов: Я рад приветствовать всех участников сегодняшней встречи, и сразу хотел бы пояснить, в чем именно заключается цель обсуждения темы подготовки кадрового резерва. Во-первых, этот вопрос тесно связан с проблемой модернизации, о которой сейчас так активно говорят в Казахстане, России, Азербайджане, некоторых других странах постсоветского пространства.
Во-вторых, получается, что вопрос совершенствования человеческого капитала - это точка соприкосновения интересов государства и бизнеса, интереса власти и крупных национальных корпораций. Поскольку наивно полагать, что у госхолдингов, например, в Казахстане, нет проблем с эффективной системой кадровых перемещений, и что все эти вопросы носят сугубо теоретический характер и не имеют никакого практического применения.
Я бы предложил обсудить три наиболее важных вопроса. В чем общее и отличное, с точки зрения управления человеческими ресурсами в постсоветских странах? Какова роль государства в эффективной системе подготовки кадрового резерва? Как должны соотноситься функции государства, направленные на поддержку высшего образования и интересы бизнес-структур? В каких формах государство может привлекать крупный бизнес к совершенствованию качества человеческого капитала?
На днях, кстати, прошла Международная конференция в Астане, где с большим докладом выступил председатель правления казахстанского фонда национального благосостояния Кайрат Келимбетов. Там эти вопросы тоже получили довольно подробное освещение, но давайте постараемся все-таки обозначить общие проблемные зоны и для России, и для Казахстана, и для Азербайджана. Ну и, конечно, для Украины, потому что именно украинская тема в последнее время является едва ли не приоритетным сюжетом по сравнению с информацией о других постсоветских странах.

Исмаил Агакишиев: Я хотел бы обратить внимание на вопрос, почему именно сейчас власти вдруг так озаботились проблемой подготовки кадрового резерва. Наверное, прежде всего, потому что возникли проблемы с качеством управления. Человеческий фактор стал негативно влиять на темпы процессов модернизации. Кадровая скамейка запасных не столь велика. Поэтому, я бы обратил ваше внимание на то, что большинство тех, кто работает сейчас в высших эшелонах азербайджанской власти - это преимущественно выходцы из крупных российских вузов, в том числе МГУ.
В свое время в 1990-е годы многие молодые выпускники ведущих вузов уходили в бизнес, потому что работать в государственной структуре было, может быть и престижно, но не слишком выгодно с материальной точки зрения. Гейдар Алиев, а затем и Ильхам Гейдарович сумели изменить психологию отношения к кадрам, создали дополнительные источники мотивации для наиболее молодых и амбициозных ребят, однако все это делалось тогда на уровне "ручной работы". Чуть ли не путем индивидуальных бесед.
Но все находиться в динамике и новые методы отбора кадров также исключение. На совершенно иной уровень проблему выводит создание типовой модели, по которой система работала бы как часы вне зависимости от персоналий. В Азербайджане по такому пути идет ГНКАР, в Казахстане - "Самрук-Казына". Я думаю, что это правильный путь, поскольку механизмы 1990-х нужно адаптировать к реалиям нового десятилетия.

Валерия Ромащенко: Я бы хотела отметить, что на Украине этой проблемой озабочены не меньше, чем в Казахстане или в России, но другой вопрос, что в условиях постоянной политической борьбы очень трудно выстраивать какие-то долгосрочные стратегические проекты. В том числе, и по решению проблемы человеческого капитала. Хотя, конечно, подготовка кадрового резерва, несомненно, ведется, но до уровня целостной государственной программы она явно не дотягивает, да и дискурса такого в украинском обществе по большому счету нет. Что касается крупных корпораций, то такой любопытный момент - хотя многие эксперты упрекают центрально-азиатские республики в клановых земляческих схемах продвижения кадров, на самом деле заметно, что на Украине это столь же типичная картина. Как на востоке страны, так и в западных регионах. Так что можно говорить о наличии "постсоветского синдрома" в кадровой политике".

Алексей Власов: Если мы упомянули казахстанский опыт, то там речь шла немного о других проблемах - о корпоративном менеджменте и о кадровых перемещениях внутри госхолдинга. Но в докладе уже упомянутого Келимбетова есть примечательные слова: "Каждый работник должен разделять общие идеалы и принципы, а руководители демонстрировать высокий стиль лидерства, следить за продвижением высокопотенциальных работников". Здесь мы видим соединение идеи корпоративной этики, иерархической ответственности и мотивации для роста. То есть, в принципе, эта модель, сформированная на примере "Самрук-Казына", может быть использована и в других сферах.

Юлия Якушева: Разговоры о том, что в России и Казахстане внедряются программы развития кадрового потенциала идут уже достаточно давно. В Казахстане, как я понимаю, "Самрук-Казына" является своего рода флагманом во внедрении западных схем подготовки кадрового резерва на национальную почву. Заметно, что с приходом Дархана Калетаева эта работа приняла более системный характер. Другой вопрос, что любые модели подготовки кадрового резерва должны соотноситься с реальными возможностями. Это как в спорте высоких достижений, когда мы жили лет 15 на базе, заложенной еще в советское время тренерской школой 1960-1970-х, а потом пошел системный провал. Просто потому, что универсальные западные модели и схемы в наших "особых" условиях, с точки зрения менталитета общества, срабатывают далеко не всегда. Но сама идея, высказанная "самруковцами", безусловно, привлекательная - обеспечить преимущественные назначения на руководящие позиции 2/3 сотрудников из кадрового резерва, то есть выращенных и подготовленных внутри компании.

Исмаил Агакишиев: Образовательный заказ - это не только казахстанская, но и азербайджанская и российская практика. Ведущие вузы Азербайджана приоритетно ориентированы на подготовку кадров для национальных компаний. Наиболее способных и толковых ребят начинают отслеживать буквально с первого курса. Также реализуется идея создания научно-исследовательских центров по линии вуз-национальная компания.

Продолжение следует

18935 просмотров