Вестник Кавказа

Отставка Кудрина не катастрофа, а шанс

Сразу после отставки Алексея Кудрина с поста министра финансов, произошедшей на фоне негативных новостей с рынка (падение рубля и цен на нефть, отток капитала) эксперты собрались в Москве за круглым столом на тему: «Настало время непопулярных реформ?»

Ярослав Лисоволик, главный экономист «Дойче-банка»
Ситуация сложная и в глобальной экономике и внутри страны. Внутриэкономические факторы, не самые благоприятные, темпы роста в течение этого года разочаровывают. Динамика рубля в последнее время вносит свой негатив. Значительное обесценения рубля - негативный фактор и для снижения инфляции, хотя в течение этого года можно надеяться на достаточно благоприятный исход. Но все-таки есть долгосрочные ориентир у правительства, у Центрального банка, - это доверие к рублю. Такого рода темпы обесценения рубля негативны для достижения этого ориентира. В глобальном плане ситуация сложная, потому что существенного прогресса в разрешении кризиса ни в Европе, ни в США не достигнуто. Мы видим это по динамике финансовых рынков, по динамике фондовых рынков. К сожалению, решительные шаги по борьбе с кризисом, особенно в Европе, запаздывают, и это приводит к тому, что инвесторы ищут тихую гавань, и многие ее пока находят в долларе. Разумеется, это негативно сказывается и на самочувствии рубля, и приводит к существенному оттоку капиталов в дополнении к тому, что мы фактически видели на протяжении прошлого года. Такая ситуация достаточно неблагоприятная, но не настолько опасна как в 2008 году. Все-таки в 2008 году проблемы перегрева экономики, перегрева финансовых рынков были более значительными. Ситуация в корпоративном секторе в 2008 году была значительно хуже, чем сейчас. Поэтому если будут приниматься меры достаточно решительные и глобальные, если будет проводиться адекватная политика внутри страны, финансовая, бюджетная, то есть возможность избежать существенных потерь.
В этом плане серьезные требования будут предъявляться к новому министру финансов. Потому что это должен быть не просто какой-то технократ, который знает всякие проводки и сведущ в вопросах бюджетной политики. Это должен быть человек, которые обладает значительным весом, политическим, и внутри страны и которого знают и на международной арене, мировых рынках. Учитывая специфику момента, учитывая контекст экономического развития России, этот аспект будет очень важным и тем сложнее будет выбор нового министра финансов.

Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии
В каком-то смысле мы с вами жили и живем не только в путинской России, но и в кудринской России. Однако я бы не стал переоценивать личную роль Кудрина - он реализовывал согласованную линию. В команде Путина должны быть и есть, с одной стороны, лоббисты инвестиционных программ, социальных расходов, а с другой стороны - скупые рыцари, бухгалтеры, которые будут всячески препятствовать раздуванию бюджета, а уже когда бюджет согласован, недофинансировать предприятия, затягивать начало финансового года. Кудрин все это делал. Даже согласованные траты он проводил в последний момент, под конец года, когда уже эффективно потратить эти деньги просто нельзя. Не всегда его экономия носила рациональный и добросовестный характер. Я считаю, что в этой ситуации отставку Кудрина руководители государства должны рассматривать не только как кадровую проблему, но и как шанс. Шанс на то, чтобы изменить ориентиры экономической политики и от приоритета поддержания макроэкономической стабильности, перейти к приоритету экономического роста. В условиях глобального финансового кризиса это сделать непросто, потому что мы не сможем заниматься сёрфингом на благоприятных трендах, следовать за локомотивами роста, которые находятся вне нашей страны, наслаждаться нефтяным дождем, ростом цен на газ, на металлы. Но тем более необходимой окажется выработка модели развития с опорой на внутренний спрос. Это особенно актуально в ситуации, когда глобальный спрос всерьез и надолго впал в депрессию, оказывается вялым, а это одна из фундаментальных причин глобального кризиса. Вот в этой ситуации мы должны увидеть, что наш достаточно большой рынок, особенно в рамках Таможенного союза, имеет серьезный потенциал спроса внутреннего роста. И этот внутренний спрос может стать локомотивом экономического развития.

Евгений Надоршин, главный экономист АФК «Система»
Проблема в том, что при первых признаках серьезных потрясений (а пока еще есть шансы, что в мире все обойдется без депрессии и даже рецессии, по крайней мере, федеральный резерв США и основные центры в Европе в это верят) мы сразу бросили свою национальную валюту и кинулись я выводить свои деньги в иностранную валюту. Причем опять в валюту стран, где основные проблемы сейчас и есть, и откуда точно будут волнами расходиться дополнительные негативные новости на протяжении не года. Моменты могут быть и позитивные, но точно негатив будет, в этом нет сомнений. Это самый неприятный момент. То есть в российскую экономику не верят резиденты. В 2008-2009 годах это стало основной причиной такого глубокого спада. Собственно, сейчас может случиться парадоксальная ситуация. Цена на нефть высока - ее размер от наших резидентов, слава богу, никак не зависит, то есть мы играем весьма скромную роль на рынке фьючерсов, где сейчас эта цена фактически и формируется. Там играют сейчас иностранцы, которые пока верят, что там обойдется без какого-либо катаклизма. Пока есть возможности ожидать гораздо более мягкого развития ситуации, чем в 2008-2009 годах.
Тем не менее проблемы, с которой столкнется экономика мира, могут оказать затяжными, хотя не будет резкого отскока, как во второй половине 2009 года. Возможно, и выход будет гораздо более плавным, и некоторое время в отдельных регионах спад может продолжаться долго. Но это не должно вылиться в какую-то катастрофу. То есть, хотя это будет более затяжной этап, но он будет менее острый и менее резкий. На основании этих ожиданий и цена нефть поддерживается на высоком уровне.
Рублю это никак не помогло. Нас продали, как южноафриканский рэнд или бразильский реал - валюты, которые подорожали гораздо больше, чем рубль, не имея поддержки в виде дорогой нефти по 105 долларов за баррель. И продали нас не иностранцы, а наши собственные резиденты. Что-то здесь точно придется делать, и это, возможно, единственная реформа экономического блока, которую нужно проводить. В остальном же нужно просто сделать так, чтобы местный институт, то есть это законы, правила, которые уже написаны, которые уже формально существуют в нашей экономике, просто начали работать. Мы настолько привыкли, что у нас все можно решить индивидуально на любом уровне, начиная с государственного, проходя через корпоративный и заканчивая бытовым. Это выливается в то, что экономика живет своей жизнью. Мы постоянно говорим о том, что нужны реформы, что у нас плохой инвестиционный климат, огромное количество проблем, при том, что мы сами являемся проблемой. Виноваты не наши институты, а то как мы исполняем правила.
12925 просмотров