Вестник Кавказа

Выборы президента в Южной Осетии должны пройти в марте

В воскресенье, 27 ноября, в Южной Осетии проходил второй тур президентский выборов. В голосовании приняли участие около 30 тыс. человек. Во втором туре за победу боролись глава МЧС Южной Осетии Анатолий Бибилов и экс-министр образования Южной Осетии Алла Джиоева, пользующаяся поддержкой оппозиции. Позиции кандидатов были примерно одинаковыми, однако выборы показали небольшой перевес Джиоевой. Во вторник, 29 ноября, Верховный суд Южной Осетии признал итоги второго тура президентских выборов недействительными в связи с нарушениями, несмотря на инновационные методы борьбы с фальсификацией голосования.

Так, по словам депутата Госдумы Аркадия Баскаева, присутствовавшего на выборах в качестве наблюдателя, при выдаче бюллетеня представители обоих кандидатов расписывались на обратной стороне, подтверждая его легитимность. Кроме того, в паспортах избирателей должна была делаться отметка о посещении избирательного участка во избежание двойного голосования. Согласно конституционному закону Южной Осетии "О выборах президента Республики Южная Осетия", если выборы президента признаны несостоявшимися или недействительными, парламент республики назначает повторные выборы. При этом в повторных выборах на должность президента не могут быть выдвинуты кандидаты, действия которых послужили основанием для признания выборов недействительными.

Повторные выборы назначены на 25 марта 2012 года, и Верховный суд отстранил Аллу Джиоеву от участия в них. По версии суда, ее сторонники виновны в многочисленных нарушениях в ходе выборов 27 ноября. Как отметил Аркадий Баскаев, точность подсчета голосов была нарушена. Причиной нарушений зачастую стали именно те меры, которые были призваны их предотвратить. Во-первых, необходимость получения отметки в паспорте и подписей представителей обоих кандидатов на президентский пост на обратной стороне бюллетеня существенно замедляло процедуру голосования. В результате этого некоторые участки продолжали принимать бюллетени и после восьми часов вечера, то есть после того, как голосование официально прекратилось, что считается грубым нарушениям. 

По словам Баскаева, иностранные наблюдатели не всегда свободно допускались на участки: "Меня едва не выставили с избирательного участка, потому что международный наблюдатель, как считал председатель этого избирательного участка, присутствовать при подсчете голосов не имеет права, хотя на избирательном участке была масса людей, которые к подсчету голосов никакого отношения не имели". Кроме того, очевидно, в силу недостатка времени или незнания, не все избиратели получили подписи представителей обоих кандидатах на обратной стороне бюллетеня, что выразилось в высоком количестве недействительных бюллетеней. К недействительным бюллетеням, согласно Баскаеву, относили и те, где галочка напротив имени кандидата выходила за границы отведенного для нее квадрата. Количество недействительных бюллетеней на участке, где присутствовал Баскаев, составило около 5%. Наблюдатель назвал решение Верховного суда республики о признании выборов недействительными обоснованным, так как из-за таких нарушений кандидаты могли потерять или приобрести не одну тысячу голосов. Баскаев считает, что на данный момент жители Южной Осетии должны дождаться повторного голосования и, самое главное, избежать кровопролития, а в будущем более ответственно подойти к организации голосования.

Между тем Алла Джиоева не признала решения Верховного суда и на правах избранного президента Южной Осетии 30 ноября сформировала «государственный совет».

См. видео http://www.vestikavkaza.ru/video/?ID=47334
13705 просмотров