Вестник Кавказа

Под черными знаменами

Вчера военное командование США отдало приказ о направлении в регион Ближнего Востока ударной группы в составе боевых кораблей и четырех тысяч морских пехотинцев, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на британских военных специалистов. Шеф Пентагона Леон Панетта заявил, что США мобилизовали военные силы в ряде районов Ближнего Востока, чтобы быть готовыми к защите своего дипперсонала в свете антиамериканских выступлений, начавшихся после выхода в США фильма о пророке Мухаммеде "Невинность мусульман".

Говоря о специфике сегодняшней ситуации на Ближнем Востоке, востоковед-исламовед, президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ Александр Игнатенко призвал не игнорировать события «в Сирии и вокруг Сирии, потому что это реально ключевые события на Ближнем Востоке». Кроме того, Игнатенко акцентировал внимание на том, что все происходящее в Египте, Тунисе, Ливии, Йемене осуществляется под черными знаменами: «Под черными знаменами, которые являются знаменами Аль-Каиды или тех джихадистских, салафитских движений, которые тем или иным образом ассоциированы с Аль-Каидой». Комментируя убийство посла США в Ливии, Игнатенко предположил, что оно «готовилось долго, несколько месяцев, и в нем принимали участие не только и не столько ливийцы, сколько люди из других стран: из Мали, Алжира, вероятно, из каких-то других стран. Совершили это убийство аль-каидовцы, которые в Ливии выступают под именем сторонников шариата… Нельзя не заметить эти знамена и нельзя не отметить отсутствие национальных знамен. В Каире не было египетских знамен, как это было, например, во время революции 25 января на площади Тахрир. Она была вся в египетских знаменах, это была национальная революция. Здесь же ни одного флага. Вы не найдете ни одной фотографии, ни одного видеосюжета. То же самое во всех остальных странах.

Главный редактор очень авторитетной газеты «Ашард эль-Аусард» пишет специальную статью, которую и называет «Знамена Аль-Каиды в Каире». Сайт телевидения «Аль-Арабия» опубликовал интервью с бывшим руководителем внутренней разведки Франции, в котором он говорит, в общем, о том же самом - об Аль-Каиде, о роли Аль-Каиды в последних событиях – и утверждает, что Аль-Каида не сможет взять власть ни в Египте, ни в других странах. Здесь с ним можно согласиться, но с одной оговоркой. Аль-Каида и салафиты в целом, которые представляют собой массовую базу Аль-Каиды, резерв, из которого рекрутируется пехота, не смогут захватить власть ни в Египте, ни в других странах. Они не хотят этого делать, понимая, что такой возможности у них нет».

Говоря о тактике выступающих под черными знаменами, Игнатенко заявил: «Тактика их заключается в создании эмиратов, ограниченных по масштабах, протогосударственных, или квазигосударственных, образований в городах, в деревнях, в каких-то зонах расселения племен. И им этого вполне достаточно. Например, в Ливии существует по меньшей мере пять эмиратов, которые они называют исламскими эмиратами. Попытки создать эмираты есть в Тунисе. Есть такие попытки и в Йемене, по меньшей мере пять салафитских эмиратов Аль-Каиды создано в Йемене. Приходят новости о том, что на Синайском полуострове на египетской территории происходят затяжные бои с начала августа. И с начала августа египетская полиция, египетские вооруженные силы с использованием танков, авиации и артиллерии не могут справиться с этими людьми. Что же там происходит? Кто там воюет? Бедуинские племена, которые хотят защитить свое право на контрабанду? Нет. Там воюет Аль-Каида».

По мнению Игнатенко, государства, в которых произошли революции в ходе арабской весны, стоят перед страшной опасностью: «Дело не столько в том, что появятся какие-то автономные территориальные протогосударственные образования на территориях этих государств, сколько в том, что они будут салафитскими, а значит антихристианскими и антикоптскими в условиях Египта, антиберберскими, антиисламскими, антисуфийскими в Ливии, антисуфийскими в том же Египте, потому что за предшествующий период там много чего салафиты понаделали. Я имею в виду и разрушение суфийских мавзолеев, и поджоги христианских церквей, но здесь я хотел бы все-таки ударение сделать на суфийских мавзолеях. И вспомните, что салафиты стали сразу делать в Тимбукту, вроде у них других дел нет. Они стали уничтожать мазары, или мавзолеи, суфийских святых в Тимбукту, имеется в виду на севере Мали. Эта опасность не для Америки, эта опасность не для христиан – то, что сейчас происходит, эта опасность для арабских народов».

В случае распада ближневосточных государств Игнатенко прогнозирует этноконфессиональные или просто конфессиональные чистки, то есть изгнание христиан с каких-то территорий, потому что по сути дела в арабском мире нет религиозно чистых территорий: «Везде живут мусульмане и христиане, хотя есть и представители других религий - в одних местах больше мусульман, в других местах больше христиан. Будут этнические чистки. Либо «мягкие», когда просто людей запугивают и вытесняют. Либо жесткие, когда просто людей убивают, с использованием оружия изгоняют из мест их постоянного проживания. Кстати сказать, этот процесс уже происходит в настоящее время в Сирии - в тех зонах, где большинство составляют сунниты, христиане изгоняются, включая даже таких близких нам армян из армянской православной церкви. Это один вариант.
Другой вариант. Дело в том, что христиане в разных странах не станут пассивно наблюдать за происходящим и совершать только иммиграцию в Европу или в Америку, а совсем нельзя исключать и какую-то форму сопротивления. То есть совсем не исключено, что в некоторых арабских странах может начаться гражданская война на такой этноконфессиональной или чисто конфессиональной основе. Но все-таки мы ведь недаром говорим обо всех этих вещах, не для того, чтобы злорадно потереть руки. А для того, чтобы указать на ту опасность, которая грозит арабским народам, арабским государствам, и что-то, может быть, сделать через СМИ, чтобы показать, что будет у вас, не дай бог, если дальше так будет продолжаться. Поэтому от нас зависит, насколько велика или насколько мала будет та вероятность, или те вероятности, о которых мы с вами говорим».

Говоря о вовлеченности Ирана в этот процесс, Игнатенко заметил, что «буквально на днях иранские официальные лица сообщили о том, что на территории Сирии воюет некоторое количество людей из Корпуса стражей исламской революции. Иран поддерживает Сирию и Башара Асада – это однозначно. Другое дело, как далеко может пойти Иран в защите Сирии, точнее, в защите режима Башара Асада. Я думаю, что достаточно далеко, потому что иранцы прекрасно понимают, что то, что происходит в Сирии, это бои накануне нанесения удара по самому Ирану. То есть бьют по флангам иранским. А готовится-то в общем серьезный, большой удар по Ирану. Будет он или нет – большой вопрос. Но все идет к тому, что он будет.
Иран многонациональное государство. Есть территории, заселенные азербайджанцами, есть в Иране и сунниты и, между прочим, есть экстремистские и террористические группировки суннитские, действующие на территории Ирана. В данном случае я имею в виду группировку «Джундулла» («Воинство Аллаха»), которая, по некоторым сведениям, поддерживается из-за рубежа. Иранцы считают, что их поддерживают американцы. Это слабые пункты во внутренней политике Ирана, который проводит политику ирано-шиитского гегемонизма. Да, есть там и иудеи-евреи, есть там и представители армянской церкви, и те же сунниты. Но все-таки и господствующей идеологией является шиизм иммамитского толка, и политической идеологией является хаменизм, который совсем не всем по вкусу. Потому что есть серьезнейшие расхождения на вероучительном уровне между шиизмом и суннизмом. Причем противоречия и различия непреодолимы. Невозможно сесть с одной стороны суннитам, с другой стороны шиитам и договориться по вероучительным вопросам, потому что тогда суннизм перестанет быть суннизмом, а шиизм перестанет быть шиизмом. Мы должны рассматривать Иран не изолированно, а в широком контексте Ближнего и Среднего Востока, особенно во взаимоотношениях с аравийскими государствами, в первую очередь, с Саудовской Аравией. Потому что в Саудовской Аравии ситуация зеркальная по отношению к Ирану. Если в Иране сунниты являются конфессиональным меньшинством, то в Саудовской Аравии шииты являются таким меньшинством. В Саудовской Аравии шиитами заселена область Эль-Хаса, восточная провинция, где сосредоточены все углеводороды. И то же самое, но только зеркально, в Иране. На территории Ирана действуют то ли настоящие, то ли фиктивные национальные освободительные движения. То есть там, например, действует движение за свободу Арабистана. Так называют часть Ирана, примыкающую к Ираку, из-за которой была жуткая война, которая длилась чуть ли не целое десятилетие, еще не все успели эту войну забыть. Словом, возможны самые разные варианты».
10315 просмотров