Вестник Кавказа

Георгий Тугуши о работе комиссара Совета Европы по правам человека

Георгий Калатозишвили, Тбилиси

Несколько дней назад в Грузии побывал комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммерберг. После окончания войны вокруг Южной Осетии он активно посредничает между сторонами для обмена пленными. В конце прошлого года Хаммербергу удалось добиться освобождения четырех грузинских подростков, содержащихся в Цхинвальской тюрьме по обвинению в незаконном переходе грузино-южноосетинской границы. В то же время, грузинская сторона освободила пять осетин, удерживаемых в Гори.

На территории Южной Осетии осталось еще несколько грузин, приговоренных судом к тюремному заключению по тому же обвинению. В Цхинвали утверждают, что в грузинских тюрьмах без суда и следствия удерживаются десятки осетин, пропавшие без вести во время войны. Тбилиси эти обвинения опровергает. Тем не менее господин Хаммерберг не пожалел усилий, чтобы сблизить позиции и лишь к концу трехдневного визита признал, что его миссия оказалась неудачной. О визите европейского комиссара ВК беседовал с омбудсменом Грузии Георгием Тугуши.

- Господин Тугуши, насколько часто вы встречаетесь с Томасом Хаммербергом?

- Каждый раз, приезжая в Грузию, комиссар Хаммерберг встречается с народным защитником или представителями нашего офиса. Мы обсуждаем инциденты, в том числе случаи исчезновения грузин и осетин в зоне конфликта. Наш офис активно вовлечен в эти процессы. Например, мы запрашивали информацию у грузинских властей относительно осетин, которые пропали без вести. В то же время, конечно, ставили вопрос и о грузинских подростках, больше месяца находившихся в цхинвальской тюрьме.
Что касается последнего визита, мы обсуждали с Томасом Хамербергом вопрос освобождения остальных грузин, удерживаемых в Южной Осетии. Я встречался с родственниками грузинских лесорубов, обвиненных в нарушении границы. Конечно, беседовали на эту тему с Хамербергом. Причем он тоже с ними встречался и обещал помочь.

- Обсуждались ли проблемы защиты прав человека в Грузии в целом?

- Естественно. Мы часто беседуем с господином Хаммербергом на эту тему и о многих других аспектах работы нашего офиса. То есть, о положении с защитой прав человека.
Должен подчеркнуть, что в переговорах по обмену удерживаемых лиц я лично не участвую. Но наш офис очень активен, когда речь идет о пропавших без вести. Последний случай был связан как раз с исчезновением нескольких осетин. Мы направляли запросы в Министерство юстиции и МВД, чтобы выяснить, не находятся ли они в учреждениях, подконтрольных этим министерствам. Наши усилия не пропали даром - пропавшие нашлись.
Кроме того, были освобождены и грузинские подростки, похищенные осетинской стороной из села Тирдзниси. При этом комиссар выразил желание, чтобы несколько его экспертов постоянно наблюдали за тем, как ведется следствие по уголовным делам.
Очень сложный вопрос по лесорубам из села Ламискана, которых югоосетинская сторона обвиняет в нарушении госграницы. Я просил комиссара помочь этим людям и их родственникам.

- Насколько успешным был визит Томаса Хаммерберга в Цхинвали?

- Господин Хаммерберг вернувшись из Цхинвали, был несколько разочарован и настроен скептически. Он сказал, что процесс зашел в тупик и очень трудно достичь компромисса. По его словам, «слишком много проблем и очень трудно договорится». Но он обещал продолжить работу над возможным соглашением об обмене.

21490 просмотров