Вестник Кавказа

В Евросоюзе есть страх в отношении Центральной Азии

В последние годы Центральная Азия испытывает мощное влияние как региональных, так и внерегиональных сил. Среди сил, имеющих интересы в регионе, эксперты называют не только ведущие мировые державы (Россию, Ктиай, США), но также террористические организации, наркокартели и преступные сообщества, которые отличие от государственных образований, мобильны, не связаны границами, национальностями, международными обязательствами, быстро создают горизонтальные и вертикальные связи между собой.

Как полагает директор Аналитического центра Института международных исследований МГИМО (У) МИД РФ Андрей Казанцев, все центральноазиатские страны принципиально проводят политику многовекторности, то есть они готовы одинаково дружить или одинаково дистанцироваться от всех великих держав. "Никто из центральноазиатских стран не хочет отдавать "контрольного пакета" над собой никому. Это — просто вопрос получения помощи. Если вы отдаете "контрольный пакет" над собой, то вы ограничиваете возможность получать помощь со всех остальных направлений сторон".

Однако этот позитивный тренд, по мнению эксперта, создает определенные сложности, прежде всего, для политики Москвы. "В такой многовекторной ситуации очень сложно действовать. И даже страны, которые являются союзниками России, в частности по ОДКБ, а это официальный военный союз, в случае голосования в ООН по украинской проблеме голосовали не как Россия, а как Китай – воздерживались. Именно потому к региону привлечено внимание многих глобальных игроков".

Правда, по словам Казанцева, характер этого внимания со временем меняется: "Если мы посмотрим на интерес Запада к странам Центральной Азии, то во многом он снизился. Он может повыситься в будущем, но сейчас он снижен. Это произошло потому, что нынешнее руководство США очень хочет уйти из Афганистана, а Центральную Азию они воспринимают в этом контексте. Оставшийся фон Центральной Азии для США сейчас связан с украинской проблемой и с усилением противостояния по линии Россия-США на постсоветском пространстве".

Что касается Евросоюза, то, по словам Казанцева, ЕС собирается увеличить внимание к Центральной Азии, но там скорее «шкурные» интересы Латвии, председательствующей сейчас в ЕС.
Речь идет о "северной сети поставок" – системе автодорожных, железнодорожных и воздушных путей транспортировки грузов по территории Центральной Азии американским и натовским войскам в Афганистане от латвийского порта Рига.
"«Северный маршрут» проходит через латвийский порт, и они хотят трансформировать его из военного в коммерческий. Речь идет о коммерческом интересе Латвии в условиях экономического кризиса. Я не думаю, что Латвия сумеет «продавить» что-то большее через Европейский союз. Вообще ЕС есть страх к региону, проблемы с демократизацией в Центральной Азии очень больно бьют по тем ценностям, которые исповедует Евросоюз", - полагает Казанцев.

10185 просмотров