Вестник Кавказа

Германия вновь осознала ключевую роль Турции

Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
Германия вновь осознала ключевую роль Турции
© Фото: Сайт президента России

«Беженцам быть» - так можно в двух словах передать основное послание недавнего выступления канцлера ФРГ Ангелы Меркель в эфире общественного телевидения ARD. Надежды и ожидания большей части немецкого общества, недовольной политикой Меркель в вопросе кризиса беженцев, таким образом, не оправдались.  Глава немецкого правительства осталась непримирима в своей позиции, предполагающей дальнейший прием людей, бегущих от войны на Ближнем Востоке. Канцлер категорически не приемлет идею ввода законодательного лимита беженцев, не говоря уже о закрытии для мигрантов германо-австрийской границы. С одной стороны, позиция Меркель не может не вызывать уважения – апеллируя к принципам гуманизма, она не пошла по пути наименьшего сопротивления и приняла непопулярные решения, жертвуя своим политическим рейтингом. «Если мы сейчас начнем извиняться за то, что мы в тяжелой ситуации были дружелюбны, то это не моя страна», - заявила она.

С другой стороны, критики Меркель упрекают ее в игнорировании мнения избирателей, по большей части, однозначно несогласных с миграционной политикой канцлера, что подтверждается многочисленными социологическими опросами. Обстановка внутри правящей фракции уже сейчас накалена до предела. Утром 14 октября в администрации канцлера состоялась встреча с рядом влиятельных членов ХДС/ХСС – очевидно, Меркель хотела заручиться поддержкой своего курса до начала заседания фракции. По информации приближенного к консерваторам издания Die Welt встреча прошла безуспешно. Издание цитирует одного из ее участников: «Мы согласны лишь в том, что не согласны друг с другом».

Заседание фракции прошло для Меркель, согласно просочившейся в прессу информации, хуже некуда. Несколько депутатов пошли на открытую конфронтацию с главой правительства. «Не думаете же вы всерьез, что мы будем в состоянии вот так просто послать беженцев обратно на границе», - обратилась Меркель к собравшимся депутатам, требовавшим закрытия германо-австрийской границы. В ответ несколько парламентариев одновременно ответили: «Да, мы думаем именно так», сорвав аплодисменты остальных присутствующих.

В ходе заседания Меркель выдвинула аргумент, что непринятие беженцев Германией вызовет цепную реакцию во всех странах Евросоюза, что приведет, в конечном счете, к концентрации потока на Балканах и подорвет там сложившуюся хрупкую региональную стабильность. Депутаты Клеменс Биннингер и Армин Шустер, ранее работавшие в полиции, ссылаясь на свой практический опыт, выразили несогласие с позицией Меркель. В качестве примера была приведена Польша, активно борющаяся с нелегальной миграцией на границе. Вводить же пограничный контроль, но не наделять при этом полицию полномочиями отправлять людей обратно, как это происходит сейчас в Германии – не имеет никакого смысла, считают депутаты.

По  некоторым сведениям, озвученным в немецкой прессе, порядка 20% депутатов фракции ХДС/ХСС более не подконтрольны Меркель в вопросе беженцев. Между тем, некоторые участники фракционного заседания на условиях анонимности сообщили, что реальный процент «мятежников» в рядах фракции значительно выше. В сложившихся условиях Ангеле Меркель срочно требуется внешнеполитический успех на переговорах с турецким президентом Реджепом Эрдоганом в ходе ее запланированного на воскресенье визита в Анкару. По словам главы МИД ФРГ Франк-Вальтера Штайнмайера, Турция является «ключевой страной» для ЕС в вопросе кризиса беженцев. Глава немецкой дипломатии рассчитывает на выработку совместной миграционной стратегии с Турцией. Этот шаг позволил бы значительно снизить миграционную нагрузку на ЕС и, в частности, Германию. С учетом накопившегося багажа недоверия между правительствами Меркель и эрдогановской Турцией (Эрдоган едва ли забыл враждебное отношение немецкой политической элиты), а также крайне нестабильной внутриполитической обстановки в Турции, переговоры обещают быть непростыми. При этом едва ли одна из сторон сможет позволить себе говорить с позиции "сильного": как Меркель в условиях кризиса беженцев, так и Эрдоган, не справляющийся с террором в стране, сейчас находятся в довольно щекотливом внутриполитическом положении. 

23985 просмотров