Вестник Кавказа

Договоренности России и Грузии по ВТО - взгляд из Грузии

Руководитель грузинской делегации на переговорах по вступлению России в ВТО Сергей Капанадзе заявил, что рассчитывает подписать до 10 ноября документ, предложенный Швейцарией для урегулирования вопроса о вступлении России в ВТО. «Все должно дойти до финала и всему нужно поставить точку до 10 ноября», – цитирует его Интерфакс.

При этом он уточнил, что сейчас у него нет точных сведений о принципиальном согласии подписать документ Москвой. В ночь на четверг он вылетел в Женеву для уточнения сведений о согласии Москвы подписать договор с Тбилиси. «Мы ночью через российские СМИ узнали о согласии Москвы подписать предложенный швейцарской стороной вариант документа, с которым грузинская сторона согласилась на прошлой неделе. Если это так, то это означает, что российская сторона согласна создать механизм о двухкомпонентном мониторинге за всеми грузами, пересекающими границу между Грузией и Россией», – сообщил Капанадзе.

По его словам, мониторинг предполагает размещение международных наблюдателей в начале и конце трех торговых коридоров и электронный обмен информацией. «Эти торговые коридоры начинаются от реки Псоу и до города Зугдиди, от Рокского тоннеля и до города Гори и на КПП «Верхний Ларс» – «Казбеги». Международные наблюдатели будут контролировать все грузы, передвигающиеся в начале и конце этих коридоров», – сказал Капанадзе.

«Вестник Кавказа» узнал мнения грузинских политиков по данному вопросу. Так представитель партии «Движение за справедливую Грузию» Петр Мамрадзе, считает, что на Грузию было оказано давление со стороны западных держав, однако при этом налаживание торговых отношений с Россией выгодно и самой грузинской стороне. «Позиция Саакашвили по ВТО была абсолютно контрпродуктивна и Запад стал терять свое терпение. Я напомню, что западные страны, не только Соединенные Штаты Америки (а президент Обама прямо обещал президенту Медведеву в прошлом году, что Россия станет членом ВТО), но и страны Евросоюза заинтересованы в членстве России не меньше, чем сама Россия», - считает политик.

«На этом пути только руководство Грузии, и лично Саакашвили, противился этому совершенно контрпродуктивно. При том, что Грузия могла бы получить очень выгодное для себя решения», - сказал Петр Мамрадзе. По его словам, Грузия могла вернуть себе престиж, показав свой конструктивный подход.

«И вот в западных СМИ прошла информация, в которой дали понять руководству Грузии, что терпение на исходе стран Европы и Соединенных Штатов, дали понять, что в конце концов Россию могут принять без согласия Грузии, устав ВТО предусматривает и такую ситуацию. И вот тогда Саакашвили согласился на этот вариант», - заключил политик.

Кроме того, он отметил, что и после 2008 года Россия осталась крупнейшим инвестором Грузии.

Лидер партии «Свободная Грузия» Каха Кукава также отметил, что вопрос о вступлении России в ВТО главным образом решался между Россией и США. «И когда эти переговоры [между Россией и США о вступлении в ВТО — прим. ВК] подошли к концу, Грузии совершенно четко объяснили, что она должна дать свое согласие». По мнению эксперта, то, «что делается сейчас руководством Грузии, новые предложения представленные России при посредничестве Швейцарии — это face saving, то есть меры предпринятые, чтобы спасти свое лицо. Эти решения ничего реально важного для Грузии не включают».

Каха Кукава также отметил выгоды связанные с включением России во Всемирную торговую организацию.

«Интерес в торговых отношениях России и Грузии огромный, прежде всего для Грузии. И предложения грузинского правительства должны были включать именно вот эти вопросы, чтобы снять всякие запреты и барьеры, которые были установлены для грузинской продукции после 2006 года. Именно это является жизненно важным для грузинского населения. Чуть больше 50% населения Грузии, и это прежде всего население регионов и деревень, зависят от того, будет ли открыт российский рынок для грузинских продуктов. Особенно это касается спиртных напитков, грузинских цитрусов, чая, фруктов и т.д. У нас есть единственный рынок, где грузинские крестьяне, производители могут продать свою продукцию — это Россия. Поэтому для Грузии было важным достичь соглашения в этой области, а не какое-то виртуальное соглашение о том, будет или нет какая-либо частная компания отправлять данные об обороте на торговой границе», - заявил политик.
27195 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ