Вестник Кавказа

Евразийский проект Анкары

Алексей Власов
В недавнем интервью известного российского политолога Станислава Белковского, которое он дал азербайджанским СМИ, содержалось важное замечание о том, что Турция «уже превратилась в важнейшую региональную супердержаву», и в ближайшем будущем намерена укреплять свои позиции, расширяя «сферы собственного влияния» сразу по нескольким направлениям - не только на Южном Кавказе, но и в Центральной Азии. С этим мнением можно полностью согласиться.

Одним из инструментов продвижения турецких интересов в этом регионе становится «евразийский проект», который может быть использован в качестве средства системного становления Анкары как важнейшего геополитического игрока по отношению к Казахстану, Киргизии, а вполне возможно, что и России, учитывая заметный интерес нашей политической элиты к евразийской риторике.

Еще три года назад историк Дамир Исхаков отмечал, что евразийский проект существует вне зависимости от нашего желания, и за доминирование в нем будут бороться Россия и Турция уже в самом ближайшем будущем. Тогда многие эксперты посчитали это заявление сильно преувеличенным, поскольку в 2006-2007 годах у Турции не было особого стремления к «фиксированию» своих позиций на постсоветском пространстве. Главным «евразийским коммуникатором» в тот момент, безусловно, считался Нурсултан Назарбаев, но после событий августа 2007 года и формирования новых геополитических реалий в регионе все резко изменилось, и вот уже глава МИД Турции Ахмед Давутоглу предлагает создать в Евразии экономическое сообщество государств, которое было бы подобно Евросоюзу. Давутоглу заявил, что необходимо объединить Восток и Запад Евразии через прокладку железнодорожной ветки Баку-Карс, развивать новые транспортные коридоры, которые бы соединили Южный Кавказ, Центральную Азию и Европу в единый геостратегический регион.

Часть экспертов полагает, что турецкая инициатива имеет также и другой бэкграунд. Поскольку вступление Турции в Евросоюз – перспектива более чем отдаленная, то Анкара готовит запасной аэродром, на котором возможна реализация самых разных перспективных направлений, как в политической, так и в экономической сфере. Новая актуализация Евразийского союза, все более тесные взаимоотношения с Россией – в принципе, это хорошая идея для совместных проектов между Москвой и Анкарой. В перспективе к этому альянсу может подключиться и Астана с ее постоянными выходами на идею центральноазиатского союза, которые до настоящего момента так и оставались нереализованными. В общем, каждый может найти индивидуальные резоны в том случае, если евразийский проект Анкары начнет обретать более внятные контуры.

Пока же наибольший интерес к инициативе Турции проявили Баку и Москва, синхронно продемонстрировав «осторожный оптимизм». Что, впрочем, вполне укладывается в русло последних договоренностей между двумя странами.

Какова перспектива реализации этих амбициозных планов? Представляется, что первые шаги Анкары могут быть сделаны уже в самом ближайшем будущем, учитывая общий интерес всех основных игроков, к которым Анкара обращается прямо или косвенно в развитии транспортно-коммуникационных проектов. Но вот в остальном – сплошные вопросы. Распределение бонусов и преференций от реализации евразийского тренда – вопрос очень сложный и многоаспектный. Согласование позиций может занять не один год. При том, что создается впечатление о необходимости получения первых практических результатов уже в самом ближайшем будущем.
29375 просмотров