Вестник Кавказа

РОЛЬ МОСКВЫ В УРЕГУЛИРОВАНИИ КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА ЗНАЧИТЕЛЬНО ВОЗРОСЛА

Мария Сидельникова

Убежден заместитель гендиректора Фонда стратегической культуры Андрей Арешев

- Как вы оцениваете роль России в урегулировании нагорно-карабахского конфликта на современном этапе?

- Роль Российской Федерации в урегулировании этого сложнейшего конфликта в последнее время (в частности, после окончания пятидневной войны вокруг Южной Осетии) значительно возросла. Мы видим тому массу свидетельств. Это и подписанная в конце прошлого года Майндорфская декларация при посредничестве России между Арменией и Азербайджаном, и некоторая активация усилий РФ в рамках Минской группы ОБСЕ. Заинтересованность России в мирном урегулировании конфликта и невозобновлении военных действий в этом регионе достаточно очевидна.
Хотел бы заметить, что Российская Федерация действует на Южном Кавказе не монопольно. Ей приходится вступать в сложное, подчас конфликтное взаимодействие с другими державами, другими региональными глобальными силами, которые имеют свои геополитические интересы в этом регионе, заявляют о них на уровне деклараций и практических действий. США и Евросоюз, который недавно учредил Программу восточного партнерства с участием всех трех государств Южного Кавказа, достаточно четко проводят здесь свою политику в жизнь. Этот геостратегический регион привлекает и Турцию, ведущую сложную и, как я считаю, самостоятельную игру. Иран тоже не стоит списывать со счетов, как это иногда делается. Поэтому ситуация достаточно сложная.
На мой взгляд, общий интерес всех заинтересованных сторон заключается в том, чтобы не допустить возобновления боевых действий в Нагорном Карабахе, которые могут привести к непредсказуемым последствиям.

- Насколько реальной вам кажется возможность открытия армяно-турецкой границы?

- Мне кажется, что это достаточно непростой вопрос. Турецкая сторона будет принимать во внимание позицию Азербайджана и постоянно оглядываться на мнение собственной общественности. Значительная часть как населения, так и элитных кругов Турции выступает против открытия границы с Арменией.
13 мая состоялся визит турецкого премьер министра Эрдогана в Баку, где позиция увязки нормализации армяно-турецких отношений и решения карабахской проблемы на преимущественных условиях Азербайджана была зафиксирована достаточно четко. На мой взгляд, в заявлениях турецкого премьер-министра в Баку есть некая доля популизма, рассчитанного на вешнее потребление. Потому что в открытии армяно-турецкой границы, а в дальнейшем армяно-азербайджанской, заинтересованы некоторые влиятельные силы. По моему мнению, Соединенные Штаты Америки активно проталкивают эту идею. Но пока все упирается в вопрос о неурегулированности нагорно-карабахского конфликта и отсутствия схемы его разрешения. Несмотря на все то, что предлагают посредники, отсутствует четкая схема компромиссных решений, которая учитывала бы интересы всех конфликтующих сторон. Так что на данный момент говорить о том, что здесь возможны какие-то прорывы достаточно сложно.

- Каким вам видится будущее российско-азербайджанских отношений?

- Мне кажется, что российско-азербайджанские отношения будут развиваться достаточно активно по всем традиционным направлениям. Факт членства Армении в военно-политическом союзе ОДКБ, ни в коей мере не мешает России развивать отношения с Азербайджаном, в том числе и военно-политической сфере. Что касается более глобальных проблем, таких как создание системы региональной безопасности на Кавказе, то здесь, конечно, многое зависит от динамики отношений Азербайджана с НАТО, которое тоже имеет свою историю и свои нюансы. Думаю, что Россия будет смотреть за этим достаточно пристально и выстраивать отношения с Азербайджаном в сфере безопасности, в том числе и с учетом фактора третьих сил, с учетом влияния Запада на политику официального Баку в этом регионе.

22515 просмотров