Вестник Кавказа

СКФО: начнем сначала?

Алексей Власов
Выступление Владимира Путина на конференции региональных отделений «Единой России» Северо-Кавказского федерального округа стало знаковым. Это было очевидно уже исходя из той темы, которую президентская администрация заявила в качестве базового сюжета на этом статусном мероприятии «Стратегия социально-экономического развития Северного Кавказа до 2020 года».

Совершенно очевидно, что на смену вопросам безопасности (а кто-то может сказать, что и параллельно с ними) на первый план выходят аспекты безопасности социальной. Не случайно, Владимир Путин подчеркнул – самая острая социальная и психологическая проблема Северного Кавказа – это хроническая безработица. Действительно, если более 50% населения Ингушетии являются безработными, то понятно, в какой степени безопасность социальная связана с безопасностью классической. Не работают социальные лифты, молодежь лишена реальных мотиваций - это благодатная почва для экстремизма и радикалов разных мастей, вербующих человеческие души, которые измучены безрезультатными поисками достойного места приложения собственных усилий.

Но нужно признать, что президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин уже неоднократно обращались к проблемам социальной сферы Северного Кавказа. Аналогичные темы для стратегических программ развития Северного Кавказа были заявлены еще в 2007 и в начале 2009 года. Однако, похоже, что воз и ныне там.

Дело не только в отсутствии амбициозных стратегий - с ними, как раз, особых проблем не возникает, а в том, что те структуры, которые ответственны за реализацию государственных программ, до сих пор, получая значительные средства, работали не вполне эффективно. И это также признал глава правительства, выступая с новой стратегией развития Северного Кавказа. Теперь надежды возлагаются на новый менеджмент в лице Хлопонина и его команды. Но вот рецепты решения проблем, похоже, старые - деньги, деньги и еще раз деньги.

Центральным звеном новой государственной программы должно стать создание не менее 400 тыс. рабочих мест на Северном Кавказе. Будет произведена дополнительная капитализация специального инвестиционного фонда, примерно до 6 млрд. рублей, и средства эти будут приоритетно направлены на задачи развития социальной сферы.

В то же время, нужно отметить, что многие эксперты достаточно критично оценили возможность в сжатые сроки решить эту стратегическую задачу. Сложность заключается, прежде всего, в том, что экономика Ингушетии и Чечни по-прежнему остается дотационной. С этой точки зрения, возможность кардинального решения проблемы рабочих мест есть только в одной отрасли - строительной, что на протяжении нескольких лет уже делается силами правительства Кадырова в Чеченской Республике.

В Ингушетии такие программы решаются значительно медленнее и с гораздо большими проблемами на бюрократическом уровне, но других вариантов выхода из тупика пока что все равно не просматривается. Северный Кавказ не так уж и богат ресурсами для того, чтобы говорить о быстрой окупаемости вложенных средств, а, самое главное, о возможности диверсифицировать занятость по другим отраслям экономики.

Строительство, отчасти сфера услуг, мелкий бизнес по-прежнему остаются главными направлениями, по которым принципиально можно решать проблему молодежной безработицы.

Кроме того, глава правительства РФ неоднократно обращал внимание на миграционный баланс Северного Кавказа с другими регионами России, который в последнее время угрожающе сдвигается в сторону сверхинтенсивного оттока за пределы СКФО, прежде всего, в центральные районы России. Остановить этот негативный тренд, сделать миграционный баланс более взвешенным предполагается также с помощью специальных подпрограмм, которые планируется запустить с 2011 года.
Продолжение следует
16265 просмотров