Вестник Кавказа

Адыль Гарибов: «Моя заветная мечта - иметь исследовательский ядерный реактор»

Рамин Назиев, Баку

Продолжение. Начало см. http://www.vestikavkaza.ru/interview/obshestvo/26642.html
О том, как решаются радиационные проблемы в Азербайджане, рассказывает директор одноименного института, официальный представитель Азербайджана в Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ), доктор химических наук Адыль Гарибов.


- Как в Азербайджане решаются проблемы радиоактивных зон?

- Вопрос радиационной безопасности Азербайджана в последние два года решался правительством по международным стандартам. В составе МЧС создано Агентство по ядерной и радиологической безопасности. А научная основа радиационной безопасности решается нашим институтом. Бог дал нам полезные ископаемые, чистый воздух, климат и хорошую радиологическую обстановку. Поэтому радиационная обстановка у нас нормальная и соответствует международным стандартам. Зон, где радиационный фон выше нормы, мы не наблюдаем. Этот фон существует только в тех местах, где идут какие–то производственные работы. В основном эти очаги носят техногенный характер, в частности, производство нефти и газа.
В Азербайджане уже более 200 лет производят нефть. С углублением добычи нефти выделялся песок, содержащий радионуклиды, которые создали локальные очаги загрязнения на территориях нефтедобычи. Эти места сосредоточены в основном на Апшеронском полуострове, а он самый густонаселенный в Азербайджане. Эти участки уже более 10 лет изучаются, не только со стороны учреждений, но и со стороны Министерства экологии. 2010 год у нас объявлен годом экологии - проводится интенсивная работа по нормализации радиоактивных очагов. В дальнейшем будет разработана технология по нормализации обстановки. Еще к таким опасным зонам относятся йодовые заводы Апшерона – Рамана и Сураханы. Эти заводы работают с советского периода, они производили долгое время йод, и сейчас там накопились большие количества абсорбента. Природные радионуклиды – ряда урана, радия, тория - создают определенный уровень радиационного фона на этих территориях и в окружающей среде. Они в пылеобразном виде могут легко распространяться на большую территорию.
Сегодня введены специальные программы и проекты совместно с МАГАТЭ, имеется специальная государственная программа по очистке, нормализации и радиационной безопасности на этих территориях. В скором времени планируется создать вместе с МАГАТЭ радиационно-фоновую карту Азербайджана. У нас остались карты отдельных районов, а карты всего Азербайджана у нас нет. Последние 20 лет бурно развиваются нефтедобыча и другие отрасли промышленности, поэтому может измениться фоновая ситуация. В этой связи первоочередной задачей становится изучение и составление радиационно-фоновых карт всего Азербайджана. Пока же по изученной территории я уверено могу сказать, что опасного фонового загрязнения у нас нет.

- Каково сегодняшнее экологическое состояние трансграничных рек – Куры и Араза (Аракса, - Прим. ред)?

- НАТО подготовлен специальный проект, охватывающий три государства - Азербайджан, Грузию и Армению. Это единственная программа, где Азербайджан участвует совместно с Арменией. Созданы три центра по мониторингу Куры, Араза и других трансграничных рек. С Грузией мы напрямую обмениваемся информацией, а из Арменией получаем информацию через НАТО.
Вопрос загрязнения трансграничных вод был на обсуждении НАТО в 2008 году. Мы там с участием министерств иностранных дел и экологии обсуждали состояние всех питьевых вод в мире, в том числе и в Закавказье. Тогда представитель нашего Министерства экологии сказал, что 80 процентов питьевых вод Азербайджана формируется на территориях других государств. Многие очень удивились - как такое может быть – две страны находятся в состоянии конфликта, а одна из них получает питьевою воду из другой. Вероятно, по этой причине такие проекты до сих пор финансируются, обновляется оборудование, публикуются результаты мониторингов.
Результаты этих мониторингов показывают, что проводится загрязнение вода рек Кура и Араз со стороны Армении. Это носит как техногенный, так и природный характер. Многие годы вблизи этих рек выращивались сельскохозяйственные культуры, использовались удобрения, которые текли в наши реки. Содержание всех катионов в наших реках превышают норму. Этой проблемой серьезно занимается и наше правительство. Почти во всех районах сооружены малогабаритные очистительные системы, мы каждый год проводим экспедиции и обновляем результаты анализа состава этих вод. У нас сегодня имеется 16 точек мониторинга этих рек.
Радиоактивного загрязнения от ядерных установок Армении мы пока не наблюдаем. Если даже Армения хотела бы загрязнять наши воды путем деления урана и получать радиоактивные продукты, это сделать невозможно. Существует очень сильный контроль со стороны МАГАТЭ. Уверен, что радиоактивная опасность нам больше не грозит. А природные радионуклиды не имеют такой большой опасности, они естественны, так как проходят через многие горные местности. Сегодня содержание природных радионуклидов не превышают норму.

- Многие передовые страны переходят на альтернативные источники энергии. Какие позитивные и негативные факторы выявляются при их использовании?

- Альтернативную энергию можно разделить на две группы. Возобновляемая энергия – солнечная, ветровая и т.д. К невозобновляемым видам энергии, относят в основном ядерную энергию. С начала 2006 года началось динамическое развитие в области использования ядерной энергии. Даже страны которые имеют большие запасы источников органической энергии, такие как Россия и Иран, начали развивать свои ядерно–энергетические системы. В России каждый год запускают новую ядерную установку. Около 17 процентов энергообеспечения России производится за счет энергии. Иран недавно выпустил первую ядерно-энергетическую установку.
Одной из причин изменений экологической обстановки и глобального потепления считаются выбросы углерода. Поэтому в ближайшее время придется уменьшить долю таких источников энергии, уменьшить ядерно-энергетическое использование нефти и нефтепродуктов. Запасы нефти уменьшаются из года в год. Сейчас общество думает о будущем нефтеобеспечения, в этом аспекте мы используем опыт международных стран и международных программ. Запасов нефти и газа остались максимум на сто лет, а объективно – всего на 50-60 лет. Единственным источником станет ядерная энергия.

- Вас как ученного, работающего в сфере радиационных проблем, какая проблема волнует больше всего?

- Я себя называю практическим ядерщиком, поэтому считаю, что нам надо освоить передовую ядерную науку, использовать ядерную энергию для энергообеспечения. Кроме того, в Азербайджане существуют энергоемкие технологические системы, можно использовать новые передовые технологии по обеспечению энергии. Не за горами то время, когда радиационные технологии будут использоваться в различных областях науки. Развития таких технологий можно добиваться при наличии в Азербайджане соответствующего оборудования и установок. Для научных исследований необходимо иметь реактор. Самая заветная моя мечта иметь в нашем институте такой исследовательский ядерный реактор. А в дальнейшем, конечно, использовать ядерную энергию для энергообеспечения и использования в различных технологических системах. Сегодня для медицины мы все необходимые изотопы получаем из других стран. Хотелось бы, чтобы их производили в Азербайджане, чтобы наша страна имела передовую ядерную науку и грамотные кадры в этой области. Наша страна с первого дня объявила, что мы будем использовать ядерную энергию только в мирных целях.

23005 просмотров