Вестник Кавказа

Персидский залив: милитаризация продолжается

Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
Ситуация в Иране и вокруг него продолжает оставаться в центре внимания мирового сообщества. В особенности после того, как в арсенале сторон появилось новое политическое и экономическое оружие – нефть. Строго говоря, о том, что во всех процессах, разворачивающихся вокруг ИРИ, в той или иной степени присутствует нефтяной фактор, вряд ли имеет смысл напоминать лишний раз. Однако теперь использование участниками конфликта, с одной стороны, зависимости иранской экономики от экспорта нефти, а с другой, зависимости от той же нефти, точнее, цены на нее, экономики мировой, меняет ситуацию коренным образом.

Заявление французского МИДа о том, что страны ЕС достигли принципиального согласия на введение нефтяного эмбарго в отношении Ирана (предположительно, решение об этом будет принято в конце этого месяца), прозвучало на фоне открытых угроз Тегерана перекрыть Ормузский пролив, если европейцы откажутся от иранского «черного золота». Недавно эти угрозы получили очередное подтверждение - теперь уже со стороны иранских военных. Как сообщает газета "Хорасан" со ссылкой на высокопоставленного представителя командования Корпуса стражей исламской революции Али Ашрафа Нури, высшее руководство Ирана уже приняло соответствующее решение.

Напомним, что впервые с подобной угрозой еще в конце прошлого года выступил вице-президент Ирана Реза Рахими. Ответ последовал тут же: Вашингтон устами командования Пятого флота ВМС США дал понять, что не допустит перекрытия Ормузского пролива. Этот пролив является важнейшей нефтяной артерией мира, и через него вывозится экспортное «черное золото» нефтяных монархий Персидского залива. Вначале большинству наблюдателей казалось, что недвусмысленное предупреждение Вашингтона заставило Тегеран сбавить тон. Однако события последних дней не оставляют сомнений - волна милитаризации в районе Персидского залива продолжает набирать обороты, и это является верным признаком, что надежды на дипломатическое урегулирование конфликта угасают. На наш взгляд, о серьезной подготовке к военному сценарию за последнее время свидетельствуют следующие события:

1) Заключение военного контракта между США и Саудовской Аравией на 30 млрд дол., по условиям которого Эр-Риад получит 84 новых истребителей F-15SA, а также модернизирует 70 уже стоящих на вооружении саудийской армии боевых машин.

2) Одобрение летом прошлого года немецким Бундестагом контракта на поставку той же Саудовской Аравии 270 танков, оснащенных по последнему слову военной техники.

3) Одобрение в конце декабря 2011 года конгрессом США продажи Оману 12 истребителей F-16 Fighting Falcon Block 50.

4) Заслуживают особого внимания сообщения СМИ, в частности, влиятельного американского издания Wall Street Journal, о планируемой продаже ОАЭ около 4900 тяжелых бомб с лазерным наведением. Это теоретически позволит уничтожить труднодоступные цели на территории Ирана, в том числе ядерные объекты и подземные бункеры.

5) В сценарий военного сдерживания Ирана полностью укладывается и укрепление системы ПРО арабских монархий, чья нефтяная инфраструктура находится под непосредственной угрозой иранских баллистических ракет малого и среднего радиуса действия. Так, в конце минувшего года министерство обороны США сообщило о заключении сделки по продаже крупной партии вооружений в ОАЭ. Речь идет о поставке систем противоракетной обороны. Эмираты должны получить две батареи системы ТНААD, единственной системы ПРО, способной уничтожать вражеские баллистические ракеты среднего и ближнего радиуса в атмосфере и за ее пределами, сообщает агентство Reuters. С батареями США поставят 96 ракет, а также два радара с комплектующими. США впервые продают ТНААD иностранному правительству, подчеркивает израильский новостной портал news.ru.co.il. По словам экспертов, которых цитирует портал, в последнее время Пентагон активно снабжает своих ближневосточных союзников системами ПРО, вероятно, на случай конфликта с Ираном. Ранее в этом году США заключили с Саудовской Аравией контракт на сумму 1,7 млрд долларов. В рамках соглашения американская сторона обязалась модернизировать уже имеющиеся на вооружении армии нефтяного королевства батареи Patriot, которые также являются неотъемлемым элементом системы ПРО. Наконец, еще один «нефтяной эмират» - Кувейт - получил от США 209 модернизированных ракет Patriot, на общую сумму примерно 900 млн долларов.

Нынешняя волна милитаризации в Персидском заливе выявляет, точнее, еще раз подтверждает весьма показательный тренд. США вооружают, по мнению большинства экспертов, прежде всего против Ирана не Израиль, а арабские, то есть мусульманские, страны Персидского залива. Это, конечно, не встраивается в весьма эффектную на уровне уличного пиара и до предела упрощенную схему «зловредные сионисты и их покровители-крестоносцы против мусульман», но тем не менее наличие острейших противоречий между Ираном и арабскими странами Залива, прежде всего Саудовской Аравией – фактор общеизвестный. Более того, не стоит забывать о десятилетней войне Ирана и Ирака, где Багдад взял на себя роль защитника общеарабских интересов. Напомним, в основе той войны лежал территориальный конфликт между Ираном и ОАЭ. Наконец, гражданская война в Йемене, где Иран поддерживает повстанцев-шиитов, а Саудовская Аравия перебросила свои войска на помощь действующему правительству, позволяет судить, насколько острым и глубоким является ирано-арабское соперничество в этом регионе. Словом, где больше обеспокоены растущей агрессивностью Ирана – в Тель-Авиве или Эр-Рияде – это еще большой вопрос.

Еще одним косвенным свидетельством пессимистичного настроя по отношению к исходу кризиса в Персидском заливе является сооружаемый ОАЭ нефтепровод, предназначенный для транспортировки нефти в обход Ормузского пролива. Трубопровод начнет функционировать в июне, сообщило агентство «Франс Пресс» со ссылкой на министра энергетики страны Мухаммеда бен Даина аль-Хамили. "Он будет введен в эксплуатацию в течение шести месяцев - в мае или июне", - цитирует агентство заявление министра, сообщает РИА Новости. Первоначальный график предусматривал введение его в строй только в четвертом квартале 2012 года. По данному нефтепроводу предполагается транспортировать добываемую на территории ОАЭ нефть на нефтеналивные терминалы, расположенные на побережье Оманского залива. Министр энергетики ОАЭ Мухаммед бен Заен аль-Хамили уточнил, что пропускная способность нефтепровода составит 1,5 млн баррелей нефти в сутки. Тот факт, что ОАЭ спешит сдать трубопровод в эксплуатацию, может быть связан с опасениями по поводу возникновения нестабильности в Ормузском проливе.

Таким образом, сам факт опасного роста напряженности в Персидском Заливе не вызывает сомнений. Как, впрочем, и то, что мяч по-прежнему находится на иранской половине поля. Но Тегеран явно не намерен искать компромисса с Западом и предпочитает по-прежнему «играть на обострение». Так, здесь заявляют о сдаче в эксплуатацию комплекса "Фордо" для обогащения урана. Новый комплекс лучше защищен от потенциальной воздушной атаки, чем завод под Натанзом. Постоянный представитель Ирана при МАГАТЭ заявил, что Тегеран ведет очистку урана как на недавно запущенном комплексе «Фордо», так и на давно существующем заводе под Натанзом. Али Асгар Солтание заявил, что это происходит под надзором МАГАТЭ, сообщает служба новостей "Голоса Америки".

ИРИ также не упускает случая побряцать оружием. После завершения 2 января военных учений "Велаят-90" в Ормузском проливе, в ходе которых были испытаны ракеты дальнего радиуса действия, Иран почти сразу же анонсировал очередные учения. Как сообщило агентство Fars, стражи иранской революции, считающиеся элитой иранских ВС, проведут в феврале в Ормузском проливе военно-морские учения «Великий пророк». Али Фадави, командующий ВМС КСИР, заявил, что учения «Великий пророк» проводятся в Ормузском проливе уже седьмой раз. Однако от предыдущих они будут отличаться тем, что пройдут в феврале, то есть, непосредственно после принятия Брюсселем решения о введении нефтяного эмбарго. Весь вопрос в том, перейдут ли маневры иранских ВМС в операцию по перекрытию Ормузского пролива? Бесспорно, что такой риск существует. Плюс ко всему иранское политическое руководство, по сути дела, само загнало себя в политическую ловушку. Тегеран, в случае введения нефтяного эмбарго, окажется перед непростым выбором: или демонстративно сдать назад и снизить тон, что будет очень непростым решением, или выполнить свои угрозы и перекрыть Ормузский пролив, что вызовет обещанную жесткую реакцию со стороны США и арабских стран Залива (в конце концов, «военно-морскую удавку» затягивают у них на горле). Плюс ко всему глава Пентагона Леон Панетта уже пообещал, что в случае перекрытия Ормузского пролива США смогут уничтожить всю иранскую ядерную программу, и вряд ли в Вашингтоне бросают слова на ветер. Наконец, времени на размышление у Ирана тоже не остается. И в ближайшее время следует ожидать либо неожиданного дипломатического маневра, либо не менее неожиданных внутриполитических подвижек в Тегеране. Иначе военный сценарий становится еще более реальным.
17185 просмотров