Вестник Кавказа

Европа вводит нефтяное эмбарго против Ирана

Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
С 1 июля вступило в силу обещанное ЕС нефтяное эмбарго против Ирана. Ни угрозы Ирана перекрыть Ормузский пролив, ни сомнительные обещания «подвижек» в переговорах по иранской атомной программе в формате "шестерки", куда входят Россия, Китай, США, Франция, Великобритания и Германия, не повлияли на решение ЕС ввести дальнейшие санкции против Тегерана. Лидеры 27 стран Евросоюза одобрили решение о введении эмбарго на импорт иранской нефти в страны ЕС с 1 июля, сообщил 29 июня председатель Европейского совета Херман ван Ромпей. По словам ван Ромпея, участники саммита призвали власти Ирана к конструктивной позиции на переговорах с "шестеркой" международных посредников по иранской ядерной программе, сообщает РИА Новости.

Ранее в Тегеране неоднократно заявляли, что санкции ЕС в отношении Ирана не нанесут ему ровным счетом никакого ущерба. Эту позицию уже после вступления в силу нефтяного эмбарго вновь подтвердил и министр нефти Ирана Ростам Кассеми: "Хотя ЕС стремится нанести удар по экономике Ирана, ситуация, на наше счастье, развивается таким образом, что на иранскую нефть нашлись даже новые покупатели", - цитирует иранское агентство Fars слова министра. 

Кассеми, однако, не перечислил, какие страны являются этими самыми "новыми покупателями" иранской нефти. В ИРИ, конечно, активно ищут новые рынки сбыта, но вот насколько успешно – вопрос открытый. Во всяком случае, на днях стало известно, что, как минимум, один из "новых покупателей", с которыми связывал надежды министр Кассеми, под давлением Запада решил отказаться от "черного золота" из ИРИ.  Кения приняла решение отказаться от соглашения о покупке нефти в Иране из-за международных санкций в отношении ИРИ, заявил секретарь кенийского министерства энергетики Патрик Ниойке, сообщает ИТАР-ТАСС.

"Мы подписали меморандум о взаимопонимании, но готовы отказаться от него, - отметил представитель министерства в интервью агентству Рейтер. - Существует эмбарго на поставки иранской нефти. Мы не хотим быть вовлечены в хитросплетения международных правительственных проблем".

В самом деле, на днях Кения как бы одобрила ежегодный импорт из Ирана 4 млн. тонн сырой нефти, что эквивалентно 80 тыс. баррелей в день., однако министерство иностранных дел Великобритании настояло на пересмотре Кенией этих договоренностей. "Кения должна тщательно взвесить, вступят ли ее планы в противоречие с мерами (давления на Иран) или же нарушат их", - предупредили в британском МИД. В Найроби, похоже, эти предупреждения услышали. И справедливо рассудили, что монополистом на мировом рынке нефти Иран вообще-то не является.

Помимо этого, от Тегерана отворачиваются и некоторые «старые» покупатели его сырья. Так, агентство "Рейтер" сообщило со ссылкой на источники в японском правительстве, что в июле от закупок иранской нефти откажется и Япония. А это «знаковая» потеря. Япония со своей развитой и энергоемкой экономикой не просто  является одним из основных азиатских импортеров "черного золота", в том числе и из Ирана. После аварии на АЭС «Фукусима-1» в Японии заглушены практически все атомные реакторы, попытки возобновить их работу вызывают острые общественные протесты, и если в этих условиях Япония отказывается от иранской нефти – это очень плохой знак для Тегерана. Ранее по настоянию Запада от иранской нефти отказалась Южная Корея. В результате объемы экспорта иранской нефти продолжают стремительно сокращаться: Иран на сегодняшний день экспортирует только 1,2-1,3 млн. баррелей нефти в день, передает Reuters. Для сравнения: в мае 2012 года экспорт иранской нефти, по данным того же агентства, составлял 1,5-1,6 млн баррелей ежедневно. В прошлом году Иран экспортировал 2-2,2 млн баррелей нефти в день. Сокращение экспорта на один миллион баррелей означает, что казна Исламской республики теряет примерно 90 млн долларов ежедневно.

О том, что определенный негативный эффект на экономику ИРИ европейские санкции иметь все же будут, говорят и конкретные ответные действия Тегерана, в которых все более явственно ощущается нервозность. Так, иранские власти объявили о создании стабилизационного фонда в размере 14 млрд долларов для развития нефтяной промышленности в условиях нефтяного эмбарго Евросоюза, сообщает информационное агентство Fars. 

Помимо этого, еще в феврале министр нефти Ирана Ростем Кассеми направил письмо главе ОПЕК Абдул-Кариму Луаиби -  после того, как ряд арабских стран выразил заинтересованность в замене Ирана как поставщика нефти в европейские страны, сообщало тогда агентство Mehr. В своем письме Кассеми призывал членов ОПЕК не поддерживать нефтяное эмбарго против Ирана. 

Но самое главное, сразу после введения нефтяного эмбарго со стороны ЕС комиссия парламента Ирана по национальной безопасности и внешней политике представила проект закона, предполагающий введение запрета на провоз нефтепродуктов через Ормузский пролив. А это уже похоже на шантаж. Напомним: через Ормузский пролив вывозится основное количество экспортной нефти стран Персидского Залива. А опыт «танкерной войны» у Ирана уже есть – со времен конфликта с Ираком. 

Только вот всеми этими «ответными мерами» Иран по сути дезавуировал собственные же заявления о неэффективности новых санкций ЕС.  В самом деле, для чего Ирану нужно создавать стабилизационный фонд, пытаться удержать страны ОПЕК от поставок в Европу своей нефти взамен иранской, и еще грозить перекрытием Ормузского пролива, на что, вероятнее всего, отреагируют США и их союзники, если санкции ЕС не возымеют на его экономику ну никакого эффекта? Не легче ли было Тегерану гордо проигнорировать и без того «неэффективные» санкции Запада, которые для Ирана, выражаясь терминологией президента Ахмадинеджада, как «комариный укус»? Впрочем, сейчас иранский президент все же публично призвал свой народ к «сопротивлению санкциям — самым тяжелым, которые накладывались на страну». 

Как того и следовало ожидать, на вновь озвученные Тегераном угрозы перекрыть Ормузский пролив, на который приходится около 40% глобального экспорта нефти по морю, уже отреагировал Госдеп США. Любая попытка Ирана воспрепятствовать судоходству в Ормузском проливе будет нарушением международного законодательства, заявила официальный представитель госдепартамента Виктория Нуланд. По ее словам, угрозы закрытия Ормузского пролива США слышат не в первый раз, однако судоходство в нем регулируется международным правом, а не решением какой-либо одной страны.
"Ормузский пролив имеет статус международного, и все страны могут им пользоваться. На тех же основаниях, через пролив могут ходить военные и торговые корабли. Любая попытка Ирана закрыть пролив или заставить корабли получать разрешение на проход у иранских властей будет противоречить международному праву и не будет признаваться США", - предупредила Нуланд, сообщает РИА «Новости». "Не буду вдаваться в гипотетические детали, но мы уже годами и десятилетиями даем четко понять, что мы намерены сделать все необходимое, чтобы обеспечить открытость пролива", - подчеркнула она. 

Многие аналитики уверены, что блокирование Ормузского пролива иранским ВМФ или же его минирование может стать классическим поводом для начала войны. В течение последних месяцев США наращивали свою военную группировку в регионе. Бряцает оружием и Иран, проводя учения сил ВМФ и тестируя противокорабельные и баллистические ракеты. Конечно, США не находятся в активном поиске подходящего «повода» для крайне затратной и тяжелой войны с ИРИ, тем более что как раз повод для обоснования интервенции придумать не так уж и сложно. В конце концов, в новейшей истории такое наблюдалось неоднократно. Но в начале новой войны в Персидском Заливе Вашингтон сейчас попросту не заинтересован. Другое дело, что в случае блокирования пролива, у США останется не так уж много альтернатив. 

При этом угрозы Ирана блокировать Ормузский пролив уже вызвали «приступ лихорадки» на мировом рынке нефти. Так, нефть на биржах в Нью-Йорке по итогам торгов 3 июля  выросла на 4,6% и достигла 87,57 дол./барр, достигнув максимальных значений после 30 мая. Однако фактического блокирования Ормузского пролива пока что не произошло. И это позволяет надеяться, что окончательного поворота к «силовому сценарию» все-таки не будет, и иранцы также отдают себе отчет, что последствия военного удара единственной супердержавы будут для них крайне тяжелыми. Также не исключено, что Тегеран попытается разыграть «ормузскую» карту в ходе переговоров по поводу собственной атомной программы.

Однако очевидно, что события в регионе развиваются по достаточно опасному сценарию. Переговоры в формате «шестерки» продолжаются, но с каждой последующей безрезультатной встречей надежд на их успех все меньше. Санкции – и ооновские, и введенные США и Евросоюзом – подтачивают правящий в ИРИ режим. Но они же могут толкнуть его на самые неожиданные «силовые» авантюры, особенно если в Тегеране неправильно поймут сдержанность Запада и придут к выводу, что в Вашингтоне и Брюсселе просто не решатся на «военный ответ». Словом, Персидский залив по-прежнему напоминает «тикающую бомбу».
21780 просмотров