Вестник Кавказа

Анатомия распада

Алексей Власов
Дэвиду Кроненбергу не интересны нормальные состояния души и тела. Из всех ныне живущих «классиков» мирового кино, он единственный, кто предпочитает не сходить с однажды выбранной дороги – мутации, разложения, распад физический и духовный. До начала нулевых автор «Мухи» исследовал тело, последние лет пятнадцать переключился на социум. В этом смысле «Космополис»кино этапное для режиссера, поскольку актуальность темы (юань, бат, крах олигарха, ОккупайЧего-то там, МВФ и президент США, который так и не появится в кадре) определяет совершенно иной набор требований, чем, предположим, к этапной «Экзистенции». Плюс - как быть со сложнейшим "разговорным" текстом литературного первоисточника - романа Делилло?

Понятно было, что Кроненберг не станет играть на поле Соркина и раскрывать технологию кризиса капитализма через внутреннюю кухню Уолл-стрит. Канадский гений выбрал традиционный для себя инструмент – диалоги-загадки, виртуальный мир, секс в лимузине, немотивированные поступки главного героя – всего этого в избытке на 104минуты «Космополиса». Но..не сложилось…

Все без исключения предыдущие работы Кроненберга, если не восхищали, то, по крайней мере ужасали зрителя, как, например, его самый скандальный фильм «Автокатострофа», где главные герои могли испытывать сексуальное наслаждение только в момент аварии. Увы, «Космополис» оставляет даже фанатов скорее равнодушными.
Секс, кровь и гибель генерального директора МВФ во время визита в Северную Корею выстраиваются в плотный, но в тоже время абсолютно аморфный визуальный ряд, который дополняется унылым ликом главного героя, 28-летнего олигарха с лицом вампира из «Сумерек». Поскольку на этот раз фильм центрирован вокруг фигуры главного героя и его лимузина, которые находятся в кадре постоянно, то, как одна из версий, объясняющих причину относительной неудачи «Космополиса», принимается ошибочность выбора актера на главную роль. Джуд Лоу образца 1999 года с этой миссией справился бы намного успешнее, чем Роберт Паттинсон.

Бесконечные разговоры о кризисе, достигающие своего апогея за секунду до гибели главного героя, выстроены, безусловно, с присущей Кроненбергу виртуозностью, но и они производят впечатления гарнира к главному блюду – внутреннему распаду личность молодого миллиардера. Мир катится ко всем чертям и финансовый директор Эрика Пеккера обещает, что прямо сегодня настанет новая реальность. В этой реальности уже не будет место для олигархов из прошлой жизни, вне зависимости оттого – им 28 или 75. Но контуры этой новой реальности так и останутся туманными и размытыми, поскольку для Кроненберга, а видимо и для героев «Космополиса», путь на лимузине от дверей офиса до старой парикмахерской – это всего лишь движение от одной стадии саморазрушения до другой. Ничего другого не происходит.

Поэтому оценка 6,5 из 10, которую поставили фильму, как зрители, так и кинокритики удивительным образом сошедшиеся во взглядах на последнее творение Кроненберга – это объективное мнение о достоинствах и недостатках "Космополиса". Главный герой не угадал динамику курса юаня и потерял состояние, Кроненберг с присущей ему проницательностью описал состояние полураспада, в котором находится современный мир, но именно от канадского режиссера зрители ждали большего. Как мудро подметила Алена Данилова: "Сконструировав фильм из «разговоров» и «картинок», Кроненберг, похоже, проигнорировал всю ту массу текста, в которой Делилло формировал образ главного героя, его психику, мотивы, мысли. Возможно, режиссер понадеялся, что безупречный профиль Паттинсона скажет зрителю о многом. Но тот глубокомысленно промолчал".
16950 просмотров