Вестник Кавказа

Искусство создания "сенсаций"

Евгений Кришталёв
Очередной всплеск страстей относительно разделения Каспия между Азербайджаном и Туркменистаном и спорных нефтегазовых месторождений вызвал множество комментариев во всем мире.
Большинство экспертов сходу отвергло экономическую подоплеку конфликтной ситуации, усмотрев в морском инциденте, когда азербайджанские пограничники в середине июня воспрепятствовали туркменскому исследовательскому судну проводить сейсморазведочные работы на месторождении "Кяпаз" (в туркменской версии "Сердар"), исключительно политический аспект. Прибавил аргументов обмен нотами МИД двух стран, который состоялся сразу вслед за событиями в море. Причем дипломаты достаточно в жестких формулировках перекладывали ответственность за случившееся друг на друга. Почему вдруг возникла такая активность на каспийских просторах, зачем двум соседним странам, с таким трудом выстраивающим между собой отношения, новый конфликт? Сколько в нем от политики, а сколько от экономики?

Политические версии заговоров больших государств быстро нашли распространение среди многочисленных аналитиков. Кто-то сразу разглядел руку Москвы, которая якобы тем самым постаралась противопоставить обе страны и не допустить создания Транскаспийского трубопровода, активно лоббируемого Евросоюзом и США. Но нашлись и такие, кто усматривали в "бодании" каспийских соседей действия самого Запада, который якобы стремится навязать странам свои условия контракта на доставку туркменского газа европейским потребителям по создаваемому Южному газовому коридору.

При всех словесах и околополитических размышлениях мало кто пытался проанализировать сам морской инцидент, понять его мотивы и возникший вследствие резонанс среди дипломатов. Согласно документам, имеющимся в распоряжении "Вестника Кавказа", туркменское судно по заказу компании Burried Hill (головной офис располагается в Лондоне) пыталось выполнить геологоразведочные работы на месторождении "Кяпаз", как именуют эту структуру в Азербайджане, или "Сердар", как указано в документах туркменской стороны.

Burried Hill по своим масштабам небольшая нефтегазовая компания. Туркменистан, как указывается в ее документах, определен в качестве основной целевой области деятельности компании благодаря его огромному потенциалу. Помимо интереса на Каспии, нефтегазовая компания обладает также двумя лицензиями на разведку на глубоководной площади в Гамбии. Вот собственно и весь бизнес.

Burried Hill в декабре 2007 года подписала с правительством Туркменистана контракт и получила права на разработку Блока III, включая месторождение "Сердар", на морском шельфе Туркменистана. Примечательно, что Блок III, включая месторождение "Сердар" (именно в такой формулировке он указан в презентации компании, которая была представлена на одном из нефтегазовых форумов в Берлине в марте этого года) по территории охватывает около тысячи квадратных километров каспийского шельфа. При этом "Сердар" лишь одно из указанных нефтегазовых полей. Остальные два, входящих в Блок III, обозначены как "Омар" и "Осман". В реальности туркменские власти так называют азербайджанские месторождения "Азери" и "Чираг", которые с 1994 года успешно разрабатывает международный консорциум АМОК (AIOC) во главе с британской bp.

Туркменистан, не признает границы на Каспии, и отказывается принять в качестве таковой серединную линию, с которой согласны Азербайджан, Россия и Казахстан, заключившие трехстороннее соглашение. На основании собственных расчетов линии разделения шельфа Ашхабад оспаривает у Азербайджана не только "Кяпаз", но и "Азери" с "Чирагом". Периодически во времена президентства Сапармурата Ниязова (Туркменбаши) выдвигал к Азербайджану разного рода претензии и ультиматумы вплоть до угроз обратится в международный суд.

На мартовской презентации в Берлине руководство Burried Hill демонстрировало карты с географическими координатами нефтегазовых полей и топонимами, принятыми в Туркменистане. Аудитории сообщалось, что "Блок III с тремя основными месторождениями – "Сердар", "Oмар" и "Осман" расположен в туркменском секторе Каспийского моря на богатом Апшеронском пороге. Все эти месторождения содержат одинаково высокопродуктивные углеводородные коллекторы. Известны значительные запасы газа в глубоко залегающих газовых коллекторах под месторождениями "Омар" и "Осман"".

Тогда же в Берлине было объявлено, что Burried Hill в самое ближайшее время намерено провести 3D полнократную сейсмику на участке в 700 кв.км, которая должна расширить представления о блоке после 2D сейсмики на 3300 км, проведенной еще первом квартале 2008 года. Бурение первой скважины на месторождении "Сердар" было намечено на 2013 год. Для этих целей компания активно вела поиск буровых установок в регионе, однако достаточно безуспешный.

И вот в июне, как и анонсировалось ранее, судно по заказу Burried Hill вышло в море и попыталось проводить 3D сейсмику в районе нефтегазовых месторождений, разрабатываемых азербайджанской стороной. Удивляться жесткой реакции азербайджанских пограничников на такой шаг нефтеразведчиков вероятно не стоит. Однако и усматривать в действиях Burried Hill злой умысел или попытки в определенный момент времени испортить отношения двух стран так же неверно. Компания следовала своему бизнес-плану, а азербайджанские пограничники просто сделали свое дело, защитили объекты, которые страна считает своими и эксплуатирует на протяжении 18 лет. Инцидент, возможно, и остался бы незамеченным и спущен на тормозах дипломатами двух стран, если бы не "подоспевшие" комментаторы. По сути, скандал раздули СМИ разных стран, извлекая собственные выгоды на спекуляции "жаренными" фактами.

Туркменский МИД, безусловно, не мог откровенно промолчать и направил своим коллегам в Азербайджан соответствующую ноту. В свою очередь официальный Баку должен был ответить на ашхабадский протест. На этом бы наверняка всё и закончилось, но "пресса" посчитала этот не более чем эпизод в отношениях двух стран знаковым и чуть ли не водораздельным. Оказалось, существует много желающих столкнуть обе страны к конфронтации и помешать региональному сотрудничеству, налаживанию диалога относительно правовых основ размежевания на Каспии. Но также однозначно можно утверждать, что со временем идея совместной разработки месторождения "Кяпаз"–"Сердар" возобладает, а к реализации проекта подключатся крупные нефтегиганты, работающие сегодня на каспийском шельфе Азербайджана, Казахстана и России.

Во всей этой суматохе осталось незамеченным благодарственное письмо посла Туркменистана в Азербайджане Тойлы Комекова, отправленное в адрес министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова почти сразу после обмена нотами. В письме он благодарил азербайджанскую сторону за содействие в выпуске двухтомника "Внешняя политика и дипломатия нейтрального Туркменистана", где были напечатаны выступления и интервью президента Туркменистана Гурбангулу Бердымухамедова. Посол подчеркнул, что выпуск такой книги в дружеском и братском Азербайджане был с большой симпатией встречен в Туркменистане, и что это событие является примером настоящего дружеского отношения азербайджанского народа к туркменскому народу.

Баку и Ашхабад просто обречены на сотрудничество в самых разных формах и направлениях и чем меньше будет сторонних "доброжелателей", тем быстрее два братских тюркских народа придут к согласию.
23360 просмотров