Вестник Кавказа

Сергей Марков: «Обама способствовал улучшению российско-грузинских отношений»

Мария Сидельникова
До президентских выборов в США остается меньше недели. Пока, по опросам, существенного перевеса нет ни у одного из кандидатов. По последним данным, приведенным в релизе YouGov, Барака Обаму поддерживают 48% зарегистрированных американских избирателей, Митта Ромни - 46%.
О предстоящих выборах президента США, об американо-иранском кризисе и влиянии Барака Обамы на парламентские выборы, прошедшие в Грузии, «Вестнику Кавказа» рассказал член Общественной палаты РФ, политолог Сергей Марков.

- Сергей Александрович, каков ваш прогноз относительно результатов президентских выборов в США?

- Мне представляется, что выборы в США с высокой вероятностью закончатся победой Барака Обамы. Это связано не только с рейтингами как таковыми, не только с тем, что из трех раундов дебатов в двух Обама победил. Это связано с некой внутренней кухней. На съезде Республиканской партии Митта Ромни многие называли откровенным неудачником. Они сами не верят, что он победит.
Кроме этого, у американцев специфическая система выборов. Есть штаты твердо республиканские, есть штаты твердо демократические. Там не так важно, какой у них рейтинг, если точно известно, что они своих выборщиков полностью пошлют голосовать за ту или иную партию. А есть штаты, которые колеблются, и, собственно, ситуация от них и зависит. В этих колеблющихся штатах, которые включают Огайо, Айову, Вирджинию, Северную Каролину, Колорадо и Флориду, - там достаточно определенно побеждает Барак Обама. 
Плюс этот ураган (вроде бы американские власти эффективно достаточно действовали) тоже поможет Бараку Обаме приобрести какие-то дополнительные голоса.
Поэтому, я думаю, что Барак Обама победит и останется.

- Как результаты выборов могут повлиять на российско-американские отношения? 

- Позитивно. Дело в том, что Митт Ромни сам не имеет никаких взглядов внешнеполитических, поэтому, если бы Митт Ромни победил, может быть, он отдал бы власть тем, кто правил при Джордже Буше, занимался внешней политикой, то есть группировке неоконсерваторов, и тогда бы это было трагедией.
Я считаю, что у современного мира есть два главных врага – «Аль-Каида» и американские неоконсерваторы, и третий еще – наркомафия. Влияние неоконсерваторов чудовищно по негативности и для Америки тоже. Для Америки это такие же враги. Конечно, это будет в свое время переосмыслено, как маккартизм в свое время американцы осудили, точно так же они осудят неоконсерваторов, потому что это безусловное зло.
Однако Митт Ромни мог бы и каким-то другим людям дать контроль над основными ресурсами внешними политики – тогда может не так плохо быть. Но у Митта Ромни остатки «холодной войны» идут от этих советников.
У Барака Обамы и среди советников почти нет людей с менталитетом «холодной войны». Даже если взять какого-нибудь Бжезинского, он же ненавидит Россию не потому, что была холодная война, а потому, что он польский националист. Но, кроме этого, Обама сам не обладает этим наследием холодной войны, и большинство его советников тоже свободны от ее стереотипов. Они ориентированы на то, что Россия – не враг, а стратегический партнер, с которым нужно уметь строить отношения, что Россия – трудный партнер, и нужно с ним работать.
Перезагрузку мы сделали вместе с Бараком Обамой по его инициативе, то есть убрали весь тот негатив, который был при Джордже Буше, и сейчас начала формироваться какая-то позитивная повестка дня. Я думаю, что Барак Обама в состоянии ее сформулировать, в состоянии даже разрешить те проблемы, которые казались раньше неразрешимыми – в частности, по противоракетной обороне или по столкновениям на постсоветском пространстве. Именно Обама сказал, что украинцы имеют право сами избрать, кого хотят, и не надо им никого навязывать. Если бы не Барак Обама, к власти в Грузии не пришла бы оппозиция, потому что Обама запретил, по сути дела, Саакашвили фальсифицировать выборы и репрессировать оппозицию, что Саакашвили собирался сделать. Между прочим, в планах у Саакашвили были аресты, репрессии и т. д. Но жестко совершенно Вашингтон при Обаме запретил Саакашвили это делать и тем самым способствовал улучшению российско-грузинских отношений тоже. Поэтому я оптимистично смотрю на российско-американские отношения после победы Барака Обамы.

- Каков ваш прогноз относительно американо-иранских отношений?

- Мне представляется, что американцы не спешат с бомбардировкой Ирана. Американцы считают, что еще достаточно много лет пройдет, и как раз нужно с Россией и с Китаем сотрудничать, чтобы все-таки блокировать военную программу Ирана. И здесь у нас стратегические интересы совпадают. Другое дело, что мы с американцами расходимся по тактике, потому что американцы считают, что нужно угрожать Ирану, и тогда Иран испугается и прекратит военную программу. А мы считаем, что, если угрожать Ирану, то, наоборот, он будет стараться произвести ядерное оружие, чтобы сохранить безопасность. Мы, наоборот, должны создать ощущение безопасности Ирану, и тогда Иран согласится прекратить свою военную ядерную программу. Поэтому по Ирану мы должны в конечном счете перетащить американцев на нашу позицию тактическую, исходя из общего стратегического видения.
Кроме того, американцы хотели блокировать региональное влияние Ирана. Мне кажется, это невозможно, поскольку Иран – ведущая шиитская страна, а шиитов много в других странах. Это было бы ошибкой. Мне кажется, американцы слишком подчиняются Саудовской Аравии. Мы должны доказать им, что США не должны быть марионетками Саудовской Аравии.
Есть еще Израиль, который хочет отбомбить Иран, но Штаты не дают ему этого сделать. Чтобы Израиль отбомбился по Ирану, ему нужны специальные вакуумные бомбы глубокого действия. Они очень дорогие, штучный товар, американцы их не дадут просто так. Кроме того, израильским самолетам, чтобы отбомбить Иран и вернуться назад, нужна дозаправка в воздухе, и им нужна навигация на территории Ирана. Израиль это может получить только у американцев, а американцы не дают. Поэтому американцы на сегодня выступают все-таки сдерживающим фактором, который не дает развиваться этой большой войне с Ираном.
Мне кажется, если победит Барак Обама, эта политика будет продолжаться.
16845 просмотров