Вестник Кавказа

Сухумский деловой форум становится традицией

Спартак Жидков, Абхазия
15–16 ноября в Сухуме состоялся IV деловой форум «Россия и Абхазия: достижения межрегионального сотрудничества-2012». Это самое важное и масштабное из мероприятий, проводимых в течение года абхазским филиалом фонда развития Институт евразийских исследований, который возглавляет ветеран абхазской политики Сократ Джинджолия. Каждый год форум собирает несколько сотен представителей российских деловых кругов, чиновников – как московских, так и региональных. В апреле этого года добавился еще и гуманитарный форум, на котором обсуждались вопросы культуры и искусства, образования, науки и т.д. – можно надеяться, что он тоже станет ежегодным. Но деловой форум, который уже по традиции проводится в ноябре, безусловно, превосходит его по размаху.

На открытии форума было зачитано приветствие российского президента Владимира Путина: «В повестке нынешней встречи – вопросы, связанные с всесторонним развитием Абхазии, повышением ее инвестиционной привлекательности. И конечно, вам предстоит определить наиболее перспективные направления для реализации совместных проектов, налаживания плодотворных межрегиональных контактов. Убежден, что форум пройдет в творческой конструктивной атмосфере, а его рекомендации найдут воплощение в практической деятельности», – говорилось в документе, зачитанном начальником управления президента России по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Владимиром Черновым.

По большому счету, деловой форум в настоящее время является центральным событием в российско-абхазских отношениях. После того, как в августе 2008 года Москва признала независимость Абхазии, после подписания и ратификации соглашений о военно-политическом и экономическом сотрудничестве, именно хозяйственная сфера становится приоритетной. Может показаться, что сотрудничество между российскими и абхазскими чиновниками и бизнесменами – после заключения шести десятков межправительственных и межведомственных договоров, – процесс рутинный, и комментировать особенно нечего. Однако и участники форума, и многие эксперты отмечали, что экономическое сотрудничество развивается пока небыстрыми темпами. В таком ключе высказался в своем выступлении на форуме, в частности, посол России в Абхазии Семен Григорьев. «Надо откровенно признать, что российский бизнес в Абхазию не идет такими темпами, какими бы нам хотелось. Среди крупных компаний остается только «Роснефть». Акторов же среднего уровня можно пересчитать по пальцам». В чем причина?

Прежде всего, надо напомнить, что Абхазия после распада Советского Союза не просто оставалась много лет в состоянии разрухи – она оказалась изолированной от новейших технологий, от мирового бизнес-пространства. Иной раз такая ситуация оказывалась благом (например, республику почти не затронул мировой финансовый кризис), но в основном, конечно, имела отрицательный эффект. Преодолеть экономическую изоляцию республики, признанной пока что лишь шестью странами мира, никак не легче, чем изоляцию политическую. Немало частных предпринимателей не против возможности завязать отношения с абхазскими партнерами, но грузинская дипломатия не упускает случая попрекнуть того или иного бизнесмена сотрудничеством с Абхазией или Южной Осетией. И далеко не каждый предприниматель рискнет поставить под угрозу свои интересы на Кавказе в будущем. Ведь нельзя исключить, что через несколько лет твоему бизнесу не повредит твой сегодняшний контракт с какой-нибудь абхазской фирмой. Правда, сегодня в Грузии политическая атмосфера меняется, но с такой же легкостью может снова поменяться в обратную сторону.

Однако это не главная из проблем, которые предстоит решить. По сей день в Абхазии продолжаются дискуссии на тему: каким отраслям хозяйства следует отдавать предпочтение, какие вложения принесут наибольшие дивиденды? С одной стороны, общеизвестно, что Абхазия чрезвычайно богата самыми разнообразными ресурсами. Практически все разновидности туризма, субтропические сельскохозяйственные культуры, гидроэнергетика, рыболовство, добыча угля, мрамора, гравия, а в последнее время еще и разведка нефти – казалось бы, возможности открываются бескрайние. Однако следует отметить, что одни планы развития могут при этом плохо состыковываться с другими. Абхазы давно уже спорят: можно ли проводить разведку нефти и вывоз леса, если то и другое способно повредить курортам и туризму? Нужно ли делать ставку исключительно на цитрусовые и виноградники, если прочие фрукты и овощи в республику приходится импортировать? Простой пример: в Абхазии необычайно плодородные земли, которые могут давать два-три урожая в год, но при этом совсем немного ровных полей, которые пригодны к обработке большими сельскохозяйственными машинами. Напрашивается вывод, что в данной области лучше сделать ставку на мелкий бизнес; но как решить проблему скупки и переработки фруктов и овощей у крестьян, которые и сегодня не в восторге от условий, предлагаемых перекупщиками? Такие вопросы возникают на каждом шагу.

В Абхазии принят и выполняется Комплексный план содействия социально-экономическому развитию, но в нем нельзя предусмотреть всех новых возможностей, которые открываются с каждым годом.
Сотрудничество с отдельными субъектами Российской Федерации – очень перспективная сфера. Однако многие бизнесмены вообще впервые знакомятся с Абхазией, другие бывали в республике в советский период, когда экономика строилась совсем по другим правилам. А для того, чтобы разобраться в абхазских реалиях, им необходимо время.
Встречи на деловых форумах позволяют российским бизнесменам обменяться опытом, лучше оценить возможности и перспективы в местных условиях. Время проведения ежегодного мероприятия выбрано удачно: в середине ноября в Абхазии холодает, курортный сезон уже заканчивается и ничего не отвлекает от деловых переговоров. Естественно, к такому событию были приурочены и торжественные открытия нескольких отреставрированных объектов: Абхазского государственного музея и Института ботаники в центре Сухума, детского сада «Амра» в Гудауте (впрочем, это лишь один из 25 детских садов, которые предстоит ввести в строй в недалеком будущем).

Разумеется, форум вновь позволил озвучить позицию правительства Абхазии по вопросу восстановления хозяйства республики. «Нас часто упрекают в неправильности подходов к реализации возможностей, которые нам дает российская помощь, – сказал на форуме абхазский президент Александр Анкваб. – Критики считают, что эти средства необходимо тратить только на создание предприятий, заводов и фабрик, но не на социальное развитие и инфраструктуру. Категорически не согласен с этим. Не может государство направлять основные средства исключительно на создание производств, когда разрушены школы и дороги, когда медицинские учреждения находятся в плохом состоянии и многие не могут получить квалифицированную помощь в собственной стране, когда бытовые условия тысяч граждан не отвечают элементарным требованиям… Мы хорошо помним, что до войны в Абхазии работал целый ряд промышленных предприятий – мебельная, швейная, кондитерская и другие фабрики, предприятия всесоюзного значения по переработке эфиромасличных культур на основе местного сырья, консервные и маслоэкстракционные заводы, птицефабрики и другие производства. И никто не сомневается в том, что их надо восстановить». Однако, подчеркнул Анкваб, «ни одно из этих предприятий, будь оно восстановлено прямо сейчас, не сможет работать, как минимум, без надежного энергоснабжения и сопутствующей инфраструктуры». «Возрождение экономики невозможно без здорового населения. Поэтому мы планируем капитально отремонтировать все городские и районные больницы и поликлиники, оснастить их современным оборудованием, организовать качественную работу служб скорой медицинской помощи. Важно в каждом селе создать фельдшерско-акушерские пункты... Я умышленно акцентирую ваше внимание на этом для лучшего понимания участниками форума реальных масштабов предстоящей работы».

На эту же тему высказался и вице-премьер правительства Абхазии Александр Страничкин: «Эксперты утверждают, что высокие темпы роста ряда азиатских стран в немалой степени объяснялись именно доминирующей ролью государства в инвестировании в объекты инфраструктуры. Согласно расчетам тех же экспертов каждый доллар, вложенный в инфраструктурные проекты, вызывает мультипликативный эффект… Инфраструктурные инвестиции являются важнейшим инструментом экономического развития и создания новых рабочих мест. Такого рода вложения – это почти идеальный путь перераспределения ресурсов и рабочей силы из стагнирующих отраслей экономики в отрасли способные обеспечить долгосрочный рост».

Российский посол Семен Григорьев в своем выступлении призвал разделить роль частных инвестиций и финансовой помощи Абхазии на государственном уровне. «Основная часть российской финансовой помощи приходится и будет приходиться на развитие инфраструктуры республики. Ждать от частного бизнеса инвестиций в развитие инфраструктуры очень сложно. А инвестиции в промышленность, сельское хозяйство, туризм – это то, чего мы ждем от российских бизнесменов», - сказал Григорьев. Министр экономики Абхазии Давид Ирадян подробно остановился на вопросе привлечения инвесторов. Он сообщил, что за последние несколько лет было создано более 50 совместных предприятия с инвесторами из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Карачаево-Черкесии, Башкортостана, Нижегородской, Тульской, Свердловской и Оренбургской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа. Этого, конечно, недостаточно, по мнению Ирадяна. «Можно с абсолютной уверенностью говорить, что вовсе не налоговые льготы являются главным фактором формирования благоприятного инвестиционного климата. Инвесторам в первую очередь нужны прозрачность, твердые правовые гарантии и гарантии физической безопасности», - подчеркнул министр экономики. Ирадян напомнил, что российско-абхазское межправительственное соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций ставит российских инвесторов в привилегированное положение по сравнению со всеми остальными иностранными инвесторами, а также рассказал о новых шагах, которые предприняты абхазской стороной в 2012 году в сфере лицензирования – также для облегчения притока капиталов. «Иностранные инвесторы свободны в возможности регистрации юридических лиц на территории Абхазии, для этого не требуется никаких согласований, достаточно пройти простую процедуру регистрации. В нынешнем году… практически в два раза был сокращен перечень лицензируемых видов деятельности, увеличен срок действия лицензий, бремя получения необходимых согласований переложено с соискателей лицензии на лицензирующие органы, уменьшены лицензионные сборы, исключено усмотрение со стороны должностных лиц при выдаче лицензии».

Выступавший на форуме заместитель министра сельского хозяйства России Илья Шестаков указал на то обстоятельство, что «значимых достижений в сельскохозяйственном секторе экономики пока, к сожалению, немного». В качестве причины он назвал отсутствие долгосрочной комплексной программы развития агропромышленного комплекса республики. Представитель министерства промышленности и торговли России, Евгений Коробов, в своем выступлении указал на особую важность параллельного развития перерабатывающей промышленности, без которой не может быть рентабельным сельское хозяйство Абхазии.

В свою очередь, вице-спикер парламента Абхазии Эмма Гамисония поинтересовалась, не может ли Абхазия реализовывать на территории Краснодарского края местную сельскохозяйственную продукцию? Если учесть, что в рамках форума состоялось подписание договора, согласно которому Краснодар и Сухум стали городами-побратимами, вопрос был весьма актуальным. Кстати, на форуме не прозвучал другой вопрос – почему Краснодар и Сухум, имея уже по несколько городов-побратимов, не установили таких отношений раньше? Хотя Краснодарский край является наиболее естественным торгово-экономическим партнером Абхазии, со стороны кубанцев не заметно особой активности в этом отношении. Притом с Абхазией стремятся устанавливать и углублять связи те субъекты РФ, которые находятся гораздо дальше, чем Краснодарский край. В то время как экономический потенциал Абхазии может сыграть немалую роль в подготовке и проведении сочинской Олимпиады – об этом говорила в подробном докладе Юлии Якушева, заместитель исполнительного директора политологического центра «Север-Юг», разработчик проекта «Евразийский бизнес-мост». По мнению Якушевой, «Россия могла бы обрести в лице Республики Абхазия надежного и сильного внешнеполитического партнера и союзника». Она также напомнила, что «социально-экономическая модернизация Абхазии – важная составляющая позитивного странового имиджа самой России». В докладе отмечалось, что в мире повсеместно растет спрос на экологически чистую продукцию, и ее производство может способствовать развитию сельского хозяйства Абхазии. Еще больший интерес вызывает другое положение того же документа: «Крупный российский бизнес крайне неактивно внедряет инновации в производство… российский инновационный сектор сталкивается с множеством проблем и ограничений, прежде всего на этапе коммерциализации инновационных проектов. С этой точки зрения Абхазия в силу большей компактности и внутренней организованности национальной экономики, отсутствием сильных монополий может выступить в качестве площадки для массового внедрения российских высокотехнологичных разработок».

Таким образом, сухумский деловой форум, сделавшись традиционным ежегодным мероприятием – а этому в настоящий момент ничего не мешает – может стать не только координационным органом для сотрудничества с Абхазией в области экономики, но постоянно действующим «круглым столом» для обмена мнениями между российскими бизнесменами и учеными. Столица Абхазии для этой роли подходит в полной море.
29025 просмотров