Вестник Кавказа

Eyes on Russia

В столице Венгрии прошел девятый международный правозащитный кинофестиваль "Верзио" (версия). По мнению его организаторов, документальный фильм призван показывать некую версию, отпечаток реальности.
Первый кинофестиваль "Верзио" прошел в 2004 году под эгидой Фонда Verzio Film и OSA Archivum. Вначале работы венгерских документалистов составляли подавляющее большинство в программе показа. Со временем географическая карта участников "Верзио" разрослась, и теперь посетители фестиваля могут оценить работы режиссеров из Восточной, Центральной и Западной Европы, Америки, Китая и даже Ирана.

В фокусе фестиваля - гражданские и политические права человека. В этом году в рамках "Верзио" была представлена отдельная программа, посвященная российской действительности, "Eyes on Russia" или "Все внимание на Россию", которая включила в себя подборку кинолент, сделанных российскими, венгерскими, польскими и датскими документалистами. Девять фильмов о сегодняшней России, о жизни в Москве и глубинке, о настроениях и интересах различных социальных классов представили многогранную картину российской действительности.

Фильм "Антон тут рядом" Любови Аркус, недавно впервые показанный на Венецианском международном кинофестивале, рассказывает о четырех годах жизни мальчика аутиста Антона, начиная с его пребывания в психбольнице и заканчивая его преображением в коммуне аутистов.
"Зима, уходи" – документальное кино о всплеске активности гражданского общества в Москве зимой прошлого года.
"Завтра" Андрея Грязева – единственное киносвидетельство о жизни арт-группы "Война", деятельность которой балансирует на грани современного искусства и нарушения закона.
Фильм "Putin's Kiss", снятый датскими документалистами, рассказывает о Маше из провинции, сделавшей блестящую карьеру в организации "Наши" и впоследствии разочаровавшейся в ее политике.
В центре фильмов "Мой советский друг по переписке" и "Рожденные в СССР: 28 лет" - жизни людей, которые родились в одной стране, а выросли уже в разных государствах. "Мой советский друг по переписке" – фильм-путешествие венгерского документалиста Габора Жигмонда Раппа, пытающегося осмыслить изменения, произошедшие на постсоветском пространстве, через призму детских воспоминаний. Его переписка с девочкой из России в 1980-х становится отправной точкой размышлений о динамичных изменениях в столице, которые по душе совсем не всем героям этого фильма.

"Рождённые в СССР: 28 лет" – четвертый фильм в документальном сериале Сергея Мирошниченко, который прослеживает судьбы 20 героев, родившихся в Советском Союзе. Первый фильм был снят в 1990, когда героям сериала было семь лет. С тех пор каждые семь лет Мирошниченко встречается со своими героями и рассказывает об изменениях, произошедших в их жизнях. В жанре "Up series" существует большее число проектов во всем мире, включая Англию, Чехию, Германию и США, однако главная особенность "Рожденных в СССР" заключается в том, что судьбы героев разворачиваются в контексте падения Советского Союза. Фильмы Мирошниченко – неоценимый материал для изучения ментальностей и идентичностей "последнего" поколения советских людей. Мозаика их судеб разворачивается на пространстве от России до Грузии, Киргизии, Америки, Франции, Литвы и Израиля.
Зритель впервые знакомится с грузинским мальчиком Ладо в возрасте семи лет. Ладо родился в семье представителей партийной элиты. В семь лет он не хотел говорить с операторами по-русски и твердо заверял всех, что никогда не женится на русской. В 21 год Ладо уже учился в Страсбурге, рассуждал на русском языке о роли капитализма в формировании концепции западной дружбы и ходил на русские дискотеки, где собираются эмигранты из бывших советских стран в поисках схожих принципов общения.
Соотечественница Ладо Алена родилась в Рустави в семье матери-одиночки. В семь лет она хотела уехать из Грузии, но осталась и к 21 году уже была замужем за грузином Гелой. В 21 год Алена рассказывала операторам о том, что по улицам страшно ходить из-за беспорядков и что "лучше уже не станет". К 28 годам Алена попыталась переехать в Россию, где ей было отказано в гражданстве, и ее семья осталась в Рустави.
Одногодкам Алены из Бишкека Алмазу и Насте удалось переехать в Россию. Во время беспорядков в Киргизии в 2010 году кафе Насти и ее мужа сожгли мародеры, после чего ее семья уехала жить в Краснодар. В 21 год Алмаз рассуждал об изменившихся экономических условиях: "Ребенка надо планировать. Это уже не Советский Союз, где государство смотрело, помогало". К 28 годам он вместе со своей семьей переехал в Новосибирск.
В итоге различных пертурбаций Алмаз и Алена оказались в большей степени связанными с Россией, чем с Киргизией. Однако и Ладо, несмотря на свой переезд в Европу, сохранил культурную идентичность с выходцами из Советского Союза, привычку говорить по-русски, а Алена так и не стала грузинкой, несмотря на замужество и жизнь в Грузии. Из всех героев только Альгис из Вильнюса к 28 годам уже не говорит по-русски.

Зрители надеются, что в следующем году программа фестиваля "Верзио" в Будапеште будет также изобиловать увлекательными фильмами о современной России со всеми ее противоречиями и удивительным многообразием взглядов и судеб.
7155 просмотров