Вестник Кавказа

"Апшерон" для Парижа

Евгений Кришталёв
Азербайджан намерен выходить на рынки Евросоюза со своим газом. Реализация задачи - вопрос не ближайших месяцев и даже лет, но готовить почву для будущих контрактов начинают уже сегодня.

Официальный визит президента Азербайджана Ильхама Алиева во Францию помимо понятных политических целей (Франция один из посредников в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта) имел существенный экономический подтекст. Французские компании активно работают в Азербайджане, разрабатывая нефтегазовые ресурсы каспийского шельфа. От выстраивания стратегии работы с ними зависит выход на газовые рынки Европы. Одна из первых встреч азербайджанской делегации в Париже прошла с высшим руководящим менеджментом компании Gaz de France/Suez (GDF Suez).

Французский газовый гигант – крупнейший оператор газовых сетей Европы. В сферу интересов входят также и добывающие проекты. Летом этого года GDF Suez вошла в один из перспективных проектов в Азербайджане. Она получила 20% долевого участия в проекте разведки и разработки перспективного газового блока "Апшерон" (Апшерон) в азербайджанской части Каспия. Покупка была осуществлена у французской же TOTAL, которая до этого контролировала 60% участия в контракте. В итоге две компании поделили риски, оставив при этом Госнефтекомпанию Азербайджана с 40% долей.

Предварительные данные, полученные на блоке, показали, что "Апшерон" преимущественно газовая структура, и уже в ближайшее время партнеры должны приступить к подготовке к бурению первой разведочной скважины. Это далеко не дешевое удовольствие. При проектной глубине скважины в 6500 метров стоимость работ может превысить 100 млн долларов.
Осложняет процесс глубина, которая в районе "Апшерона" достигает 500 метров. Для примера оператор блока каспийских нефтяных месторождений Азери-Чираг-Гюнешли" британская bp работала на глубинах до 200 метров.

Детали проекта Ильхам Алиев и обсуждал с вице-президентом генеральным оперативным директором компании GDF Suez Жан-Франсуа Сирелли. Не остался в стороне и трубопроводный проект «Набукко». В Азербайджане полагают, что помимо уже разрабатывающегося газового месторождения "Шахдениз" именно "Апшерон" сможет значительно увеличить газодобычу Азербайджана, а значит и наполнить европейский трубопровод. С учетом негативного отношения к участию Ирана в заполнении трубы «Набукко», надежд на азербайджанский блок очень много и посему, чем раньше начнутся работы, тем быстрее станет ясно, насколько они будут оправданы.

Азербайджан не стремится интенсифицировать переговорный процесс по «Набукко», хотя бы потому, что страны-участники пока не могут разобраться с финансированием трубы, которая должна протянуться от Турции через Балканы до Австрии. Баку также не намерен вкладывать в проект собственные средства и лишь ведет переговоры о частичном заполнении трубопровода. Французы же серьезно интересуются этой новой газовой ниткой, причем настолько, что в ноябре этого года GDF Suez объявила, что присоединится к проекту седьмым акционером.

Ранее сделать это не позволяла Турция, наложившая вето на вступление французов из-за политических разногласий в вопросе признания "геноцида" армян, а также позиции Парижа относительно вступления Турции в Евросоюз. Анкара после старта сближения с Арменией смягчила свой тон и теперь считает позитивным участие французов в «Набукко».

Прямые переговоры с французами азербайджанская сторона также использует для лоббирования собственного выхода на газовые рынки Европы. GDF Suez как никто другой может способствовать такому продвижению, а, главное, разрешению контрактных вопросов и запрета реэкспорта азербайджанского газа третьими странами.

Эта проблема сегодня очень актуальна во взаимоотношениях Азербайджана и Турции, которые никак не могут договориться об изменениях в действующий контракт на поставки газа с "Шахдениза" на турецкий рынок. Также стопорятся переговоры о следующем этапе выхода азербайджанского газа за пределы Турции. Анкара рассчитывает, выкупая сырье у Баку подешевле, перепродавать его самостоятельно, забирая большую маржу себе.

Проблема производителя газа и стран-транзитеров - самая больная, и чем раньше она будет решена и законтрактирована, тем более гладким будет дальнейшее сотрудничество. Именно от этих условий сегодня, по сути, зависит энергетическая безопасность ЕС.
16565 просмотров