Вестник Кавказа

Адыль Гарибов: «Экспорт радиоактивных продуктов невозможен»

Рамин Назиев, Баку
В преддверии 25-летия со дня чернобыльской аварии директор Института радиационных проблем Азербайджана, официальный представитель Азербайджана в МАГАТЭ Адыль Гарибов рассказал ВК о происходящем на японской станции «Фукусима» и ситуации в мировой атомной энергетике.

- Как авария на «Фукусиме» повлияла на радиоактивный фон Азербайджана?

- Из двух аварийных реакторов «Фукусимы» из шести в атмосферу были выброшены такие радиоизотопы как йод, цезий и инертные газы, но намного меньше чем в Чернобыле. С учетом реальной скорости и направления ветра американцы рассчитали, что радиационные облака будут у берегов Северной Америки, а немцы прогнозировали их появление на территории Европы. Но эти доводы строятся на основе предположений, и я с этими предположениями не согласен. Надо учитывать точное количество источников загрязнения, а потом начинать расчеты. На такое большое расстояние радиационный фон не может распространиться. Фоновое осаждение радионуклидов будет наблюдаться в том числе и в Азербайджане, но радиационный фон в целом не изменится, потому что движение атмосферы постоянно. 
Причем если в Азербайджане появятся изотопы – это не будет означать, что они распространились с «Фукусимы», а скорее из соседних стран, где имеются разные технологические системы.
В Азербайджане постоянно идет мониторинг атмосферы, и ощутимого изменения радиоактивного фона и концентрации радиоизотопов воздуха не выявлено. После дождя природное выпадение изотопов проявляется всегда.

- С какими опасностями могут столкнуться жители Японии?

- Эта была очень опасная катастрофа, такого цунами мы нигде не наблюдали. Но японская технология выдержала экзамен. Главная опасность в Японии миновала. Государство заботилось о безопасности своего населения, людей своевременно эвакуировали.

- Люди смогут вернуться в свои дома?

- Японцы очистят эту территорию. Вода и воздух легко очищается, а проблему с почвой они решат, поскольку имеют технологии очищения почвы. Там не будет мертвой территории, люди вернутся. Есть такие места в мире, где природный уровень радиационного фона выше, но люди там адаптируются.

- Радиоактивные элементы могли попасть на Курильские острова и на Южный Сахалин?

- Там нет сильного изменения радиоактивного фона. Прекращение системы передачи теплоносителей может привести только к локальным загрязнениям, а общерегиональной проблемы радиационного загрязнения нет. Буквально вчера у меня были представители Кореи и других стран они говорят, что везде нормальный уровень радиационного фона. Вместе с тем авария на «Фукусиме» заставляет задуматься о дальнейшей эксплуатации имеющихся в мире реакторов. Речь идет о том, как дальше будет развиваться атомная энергетика. 99% реакторов, эксплуатируемых во всем мире (их 437) - реакторы первого и второго поколения. Они себя изжили. Альтернативная энергия может обеспечить лишь 20-30% энергопотребления. Сегодня всего 15-16% мировой энергии вырабатывается за счет атомных электростанций, а если будет 70%, то уже должно будет работать несколько тысяч реакторов. Как тогда будет решаться вопрос безопасности? И МАГАТЭ, и ядерно-энергетические комитеты многих стран думают над этим. 
Сегодня в мире строится третий тип реакторов и четвертое поколение реакторов с высокой температурой и мощностью. Для обоих этих типов необходимо разрабатывать безопасные технологии эксплуатирования. Должен быть разработан сценарий с учетом семи категорий аварий, в том числе со взрывом и выбросом горячей ядерной энергии. Когда произошла чернобыльская авария, не было ни одного плана, ни одного отчета. Я работал тогда в Курчатовском институте, и нам дали новое задание разработать план. До 1992 года я занимался с проблемой водородной безопасности в водяных ядерных реакторах. Сейчас надо не прекращать использование ядерной энергии, а перейти к безопасному ее использованию.

- Какие конкретно атомные станции представляют угрозу для окружающей среды?

- Все реакторы первого и второго поколения. Мы живем в окружении ядерных стран - России, Армении, Ирана. Причем последние две находятся в сейсмической зоне. Сейчас для региона самая большая опасность связана со вторым блоком армянской АЭС, срок эксплуатации которого уже истек. Армения готовится к открытию нового реактора, который будет рассчитан на 9-балльную шкалу землетрясения. Но если произойдет землетрясение силой 10 баллов, реактор не выдержит эту ситуацию.
В мае в Армению отправляется на Мецаморскую АЭС для очередного мониторинга старого реактора. Сегодня его остановить невозможно, поскольку за счет АЭС Армения получает 40% энергии. Но вопрос нужно решать. Армения, Азербайджан, Турция, Грузия, Иран должны вместе обратиться в международные организации с просьбой помочь снять эту проблему. 

- Будет ли в Азербайджане ужесточен контроль над ввозимыми товарами производства Японии?

- Экспорт радиоактивных продуктов невозможен. Япония - развитая страна, любой товар проходит сертификацию на радиационную безопасность. У нас на всех пограничных пунктах установлено мониторинговое, оснащенное детекторами. На днях на южной границе прошел дождь, и наши сотрудники проверяли там осадки на радиоактивность. Каждый день я получаю информацию о результатах проверки. Все нормально.
Обвинения в адрес Японии в экспорте радиоактивных товаров – политическая игра, и или поиск журналистами сенсации. Мы ценим качество японской продукции, и неправильно было бы от нее отказываться из-за дутых сенсаций. Кстати, на рынке ядерных технологий тоже большая конкуренция. И последние события показали, что японские технологии выдержали испытание.

- Когда в Азербайджане появится оборудование для радиационной стерилизации товаров?

- Недавно в МАГАТЭ мы обсуждали эту тему. Там согласовались с нашим технологическим заданием. Скоро будет готова документация и объявлен тендер. До сентября будут известно, какая страна будет поставлять нам стерилизационное оборудование. Потом будет построено здание под это оборудование и к 2012-2013 оно будет установлено. Установка будет находиться в 25 км от Баку. Уже готово место, дорога, сейчас туда подводят коммуникации. В Европе имеется специальная конвенция по радиационной стерилизации пищевых продуктов.
Речь идет в первую очередь о стерилизации продуктов и медицинских товаров. Пока никто не застрахован от бактерий, микробов «приезжающих» к нам с товарами из других стран. Специи, которые мы получаем с Востока, вообще никак не обрабатываются. Причем в последние годы спектр этих бактерий настолько расширился, что защиту от них я вижу только в радиационной стерилизации. Ни тепловая, ни химическая стерилизация не подходит для таких случаев. Поэтому такая установка будет очень полезна. Мы сможем предложить и другим странам провести у нас стерилизацию.

- На этом оборудовании можно будет стерилизовать все потребительские товары?

- Сначала люди должны психологически принять установку, ведь слово «радиация» многих пугает. Придется вести пиар-кампанию в СМИ, чтобы люди поняли - это самый безопасный, не влияющей на качество продукта метод, ведь используются очень низкие дозы энергии. И продукт не теряет своих качеств. Будут созданы специальные лаборатории - биологические, микробиологические, дозиметрические, которые будут следить за качеством любой продукции. Так или иначе, сначала придется преодолеть психологический барьер, а потом уже говорить об увеличении числа радиационных установок. 
26135 просмотров