Вестник Кавказа

Арцвик Минасян: «В условиях регресса экономики Армении правительство не имеет морального права оставаться у власти»

Давид Степанян, Ереван
В интервью «ВК» зампред комиссии по финансово-кредитным и бюджетным вопросам парламента Армении Арцвик Минасян говорит о путях выхода экономики из кризиса. 

- Комментируя неутешительное состояние, в котором находиться армянская экономика, ответственные чины традиционно списывают все на мировой кризис. Каковы, на ваш взгляд, истинные причины проблем? 

- К сожалению, в экономике Армении в 2011 году никаких серьезных достижений зарегистрировано не было. По-прежнему наблюдался спад уровня жизни населения, низкий уровень конкурентоспособности Армении, усугубление монополизации, поляризация доходов, растущие темпы эмиграции. Есть очень маленькие успехи, но их нельзя охарактеризовать как достижения. К числу небольших достижений можно отнести разработку концепции ориентированной на экспорт промышленной политики, наделение Госкомиссии по защите экономической конкуренции Армении некоторыми рычагами, поставленную задачу по обеспечении дополнительных бюджетных доходов в размере 101 млрд драмов. Мои ожидания от 2012 года зависят от итогов парламентских выборов, от которых зависит очень многое. Наше население должно оценивать ту или иную политическую партию в прямой зависимости от того, какую экономическую политику собирается применять следующее правительство. 

- Какова ваша оценка действующего правительства?

- По отдельности члены правительства неплохие ребята и специалисты, но действующее правительство все равно должно уйти в отставку. Это крайне актуально, учитывая, что ни одно из положений принятой в 2008 году программы правительства не было реализовано. Более того, вместо прогресса страна стала переживать регресс, а в подобных условиях правительство не имеет морального права оставаться у власти и должно уйти в отставку. Начало 2012 года ознаменовалось активным вмешательством президента Саргсяна в социально-экономические вопросы. Были проведены встречи, даны указания, призванные стабилизировать ситуацию, однако этого не произошло. Даже официальные данные социально-экономической ситуации не внушают оптимизма, начиная с данных по уровню бедности и завершая уровнем эмиграции. Для этого есть и объективные и субъективные причины. К первым относиться мировой кризис, ко вторым – неадекватная нынешней ситуации политика правительства. 

- Много говорится о создании привлекательного для иностранных инвесторов инвестиционного поля. Что делается в реальности?

- В конце прошлого года правящая Республиканская партия Армении презентовала свою экономическую стратегию, одним из пунктов которой было повышение инвестиционной привлекательности нашей страны. При этом мои коллеги так и не сумели назвать хотя бы одну гарантию того, что эту стратегию не постигнет участь принятой ранее программы по устойчивому развитию. Стимулирование инвестиций также выведено в приоритеты экономической политики республики, но мне лично по-прежнему непонятно, с чего это вдруг иностранные компании будут вкладывать инвестиции в Армении. Что у нас изменилось - инвестиционный климат, зависимость судов от власти, или же права человека вдруг обросли защитой государства? Так что в реальности в этом направлении не делается почти ничего. И если нам не удастся создать в стране соответствующий подобным программа климат, то мы действительно провалим и эту стратегию.

- Армянские законы, особенно касающиеся экономики, по сути, ничем не уступают западным. Весь вопрос в том, что они практически не работают… 

- Дело не только в этом. К сожалению, в нашей экономической политике превалируют крайне либеральные подходы. В то время как в мире существуют и другие направления, а участию государства в экономике придается большая важность, особенно в посткризисный период. Речь идет о госзакупках товаров имеющих стратегическое значение. Государство должно не только принимать либеральные законы, но и влиять на внутреннее ценообразование, формирование закупочных предприятий с государственным участием или контролем. Есть разные возможные схемы. Одна из них заключается в создании в Армении закупочных компаний с государственным участием, товарными интервенциями регулирующих рынки стратегического значения. Другая схема в создании в Армении фьючерсной биржи, что не является сложной задачей. После этого, приобретая фьючерсы на те или иные товары, государство сможет реализовывать их на конкурсной основе на внутреннем рынке. Тогда внутренний рынок выйдет на качественно-новый уровень, поскольку утратит существующую ныне зависимость от олигополий или монополий.

- Ответственные чины имеют на это свои собственные, несколько иные аргументы…

- Я оцениваю их как совершенно нелепые. Действительно, отдельные экономисты определенной направленности и госчиновники утверждают, что после исчезновения монополий товары будут стоить еще дороже, чем сейчас. Тогда как в реальности ситуация в корне иная. Эффект масштаба действует, если мы говорим о естественных монополиях – например, инфраструктурных. Если же речь идет об импорте товаров и услуг, то аргумент этот несостоятелен и лжив на 100%. Убежден, что роль государства в экономике должна быть более агрессивной, поскольку лишь благодаря этому доля госдоходов в ВВП может достигнуть 35%, из которых не менее 25% составят налоговые поступления. 

- Почему ваша фракция выступила против принятия представленного правительством проекта госбюджета на 2012 год? 

- На мой взгляд, в целом бюджет 2012 года не учитывает возможные инфляционные сценарии и риски. Рост доходов в значительной степени спрогнозирован с учетом инфляции, но как инфляция повлияет на бюджетные расходы приходиться лишь гадать.
При этом политика расходной части бюджета мало чем отличается от бюджета на 2011 год, кроме увеличения на пресловутые 41 млрд драмов, большая часть которых направлена на социальную сферу. Судя по бюджетному посланию, серьезных изменений не ожидается и по соотношению прямых и непрямых налогов. В целом оно ставит перед бюджетом амбициозные цели, несоответствующие закладывающимся под них финансовым потокам. Поэтому очень важно обсудить внедрение программного бюджетирования, что позволит правительству, представляя бюджет, более глубинным образом оценивать использование того или иного ресурса. Исходя из этого, и составляются сметы бюджетных программ. У нас же в большинстве ведомств за исключением Минфина, бюджет планируется классическим способом, сводясь исключительно к тому, чтобы получить энную сумму на следующий год.

- Из года в год правительство твердит о “социальной направленности” бюджета. При этом об инвестициях практически не говорится. Не противоречит ли это пресловутой Экономической стратегии партии власти?

- Действительно, основная часть расходов в госбюджете приходиться на текущие расходы. Следовательно, инвестиционные ресурсы на 2012 год у нас будут весьма и весьма скромными. Между тем, если мы так уж стремимся сделать скачок в развитии экономики, для этого необходимы серьезные инвестиции, в особенности в научные инновации и инфраструктуру. К сожалению, бюджет на 2012 год наглядно продемонстрировал, что в этом смысле социально-экономическая политика за последние три года также не изменилась. Однако любая экономическая политика должна гарантировать конституционные социальные права человека, а любая программа правительства должна быть нацелена на рост занятости и достойную оплату труда. Если местный производитель будет знать, что с ростом доходов в стране он окажется в состоянии реализовать вдвое больше товаров, расширить производственную базу это также приведет к экономическому росту. Так что для этого нужно лишь желание. 
21790 просмотров