Вестник Кавказа

Иванишвили против Березовского

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
Иванишвили против Березовского
© Фото: Сайт партии “Грузинская Мечта – Демократическая Грузия“
На днях российский бизнесмен грузинского происхождения Бидзина Иванишвили, возглавляющий оппозиционную коалицию «Грузинская мечта», выступил с резким заявлением против Бориса Березовского, живущего в Лондоне с паспортом политического беженца на имя Платона Еленина. Иванишвили раздражен последними интервью Березовского, в которых «лондонский отшельник» намекал на слишком тесные связи новоявленного грузинского политика с российскими властями. В том числе лично с Владимиром Путиным.

«Борис Березовский и Михаил Саакашвили являются партнерами по разделу имущества вдовы Бадри Патаркацишвили, - заявил Бидзина. – Грузинские власти используют его в своих политических целях». Кроме того, Иванишвили коснулся больной для Березовского темы смерти его главного партнера по бизнесу: «Насколько я знаю, он (Березовский – «ВК») обвинил меня в связях с властью Путина и говорит, что Иванишвили не сможет создать такую демократию, как Саакашвили. Известно, что Березовский имеет претензии на имущество Бадри Патаркацишвили, который был его близким, может, даже единственным другом, а телекомпанию «Имеди», которую создал Бадри, присвоил Саакашвили. Вот такая демократия нравится Березовскому… Я думаю, они партнеры в этом деле», - считает грузинский миллиардер.

Речь идет о довольно темной истории 2007-2008 годов, когда в своей лондонской квартире скоропостижно скончался (по официальным данным, от сердечного приступа) грузинский миллиардер Бадри Патаркацишвили. Точно установлено, что смерть наступила вскоре после того, как в рунете появилась расшифровка разговора Бадри с начальником департамента конституционной безопасности МВД Грузии Эрекле Кодуа. Полицейский чиновник записал «тайный разговор» миниатюрным микрофоном, встроенным в каблук и миллионы читателей смогли ознакомиться с откровениями Патаркацишвили, в том числе, о его отношениях с Березовским.

Вскоре после смерти грузинского миллиардера выяснилось, что еще с начала нулевых, то есть с момента прихода к власти Владимира Путина, Борис Березовский переоформил значительную часть своих активов на имя своего грузинского друга и партнера. Но поскольку эта договоренность на бумаге не зафиксирована, между вдовой покойного Инной Гудавадзе и Борисом Березовским возникли судебные тяжбы.

Во многом именно по этой причине, госпожа Гудавадзе заключила с грузинскими властями соглашение и обещала больше не судиться с ними для возвращения тбилисского парка «Мтацминда», а также телекомпании «Имеди», которую официальный душеприказчик Бадри и один из наследников его имущества, американский бизнесмен Джозеф Кей (Иосиф Какалашвили) передал компании, лояльной правящей партии. Другими словами, Бидзина Иванишвили намекает, что Борисом Березовским движет стремление заручиться поддержкой команды Саакашвили в имущественном споре с семьей покойного бизнесмена.

Впрочем, некоторые из бывших соратников Бадри, в том числе лидер Христианско-демократического движения Георгий Таргамадзе напоминают, что между двумя грузинскими бизнесменами никогда не было теплых отношений. «Когда Бадри решил заняться политикой и боролся против Саакашвили, Иванишвили активно поддерживал президента – утверждает Таргамадзе, некогда считавшийся ближайшим соратником Патаркацишвили. - Более того, именно он «натравлял» их на Бадри и строил всяческие интриги против него».

Трудно поспорить с тем, что коллеги по бизнесу, вернувшиеся на родину примерно в одно и то же время, выбрали в Грузии совершенно различный стиль поведения. Если Бадри был полностью открыт для прессы и часто выступал с политическими заявлениями еще до официального выдвижения своей кандидатуры на пост президента, Бидзина вел затворнический образ жизни и никогда не давал интервью. Правда, затем выяснилось, что на самом деле он часто (чуть ли не по несколько раз в неделю) встречался с президентом, а также членами его ближайшего окружения, давая «полезные советы», в том числе, по внутриполитической тематике.

Что касается отношений между ним и Березовским, интересы бизнес-структур двух миллиардеров если и пересекались когда-либо, то о конфликтах между ними экспертному сообществу ничего не известно. Более того, Иванишвили и Березовский были партнерами по «семибанкирщине» - неформальному объединению самых богатых и влиятельных российских бизнесменов, сформированному в 1996 году для поддержки Бориса Ельцина в ходе президентских выборов.

Но с тех пор многое изменилось: Березовский оказался в Лондоне, а Иванишвили вернулся на родину и, после долгого уединения в своей Сачхерской резиденции, решил заняться публичной политикой, заявив о переходе в непримиримую оппозицию власти Михаила Саакашвили.

Перепалка между двумя бизнесменами ельцинской эпохи совпала с решением Иванишвили продать все свои активы в России. По последним данным, управляющая компания «Уникор» уже продала банк «Российский кредит» за 352 млн дол., фармацевтическую сеть «Доктор Столетов» за 70 миллионов, а несколько девелоперских компаний, занимающихся застройкой центра Москвы, за почти миллиард долларов.

Иванишвили объясняет свое решение желанием не дать оппонентам (читай, правящей партии) возможность обвинить себя в «связях с Кремлем». По той же причине он отказался и от российского гражданства. Но Борис Березовский, живущий в Лондоне, дает понять журналистам, что без поддержки Кремля невозможно не только приобрести крупные активы, но и продать их. Тем более по рыночной цене. По другой версии, разница в судьбах Иванишвили и Березовского объясняется тем, что грузинский миллиардер вел в России более «прозрачный бизнес» и не скрывал налогов, то есть «российским властям просто не к чему придраться в случае с Иванишвили». Какая из этих двух версий более релевантна, судить не нам тем, кто лучше знает российскую действительность.
30955 просмотров