Вестник Кавказа

Арцвик Минасян: «Внешний долг Армении растет не в последнюю очередь благодаря “рекомендациям” МВФ и ВБ»

Давид Степанян, Ереван
Доходы консолидированного госбюджета Армении 2013 года планируется установить на уровне 1 трлн 31 млрд драмов, расходы – 1 трлн 151 млрд драмов. Дефицит установлен в размере порядка 120 млрд драмов или 2,6% от ВВП. Поступления по линии налоговых доходов и госпошлин в 2013 году предусмотрены в размере 992,9 млрд драмов, что на 118,6 млрд драмов больше, чем запланированный показатель 2012 года. Показатель 12-месячной инфляции прогнозируется в пределах 4±1,5%, а рост ВВП – 6,2%. (1 доллар = 409,97 драма).
Депутат армянского парламента от фракции АРФ “Дашнакцутюн”, член постоянной комиссии по финансово-кредитным и бюджетным вопросам Арцвик Минасян в интервью «Вестнику Кавказа» оценивает перспективы проекта бюджета на 2013 год. 

- Отражает ли представленный в парламент проект бюджета на 2013 год решение реальных проблем и социальных вызовов, стоящих перед армянским обществом? 

- Проект госбюджета Армении на 2013 год не предусматривает ни одного действенного механизма по борьбе с самой актуальной для республики проблемой - безработицей, одновременно являющейся самым важным вызовом для Армении. Подходы, заложенные в проекте госбюджета 2013 года, не могут способствовать решению стоящих перед республикой серьезных внутренних и внешних задач. В частности, одним из важных инструментов для преодоления колоссальных масштабов безработицы должны были стать необходимые бюджетные ассигнования. Но мы видим, что каких-либо мер в этом направлении в проекте бюджета нет, так как бюджет априори не был составлен по этой логике. Для нас жизненно важно предпринять широкомасштабные меры по стимулированию занятости. А в проекте госбюджета отмечается, что безработица в 2013 году сократится всего лишь на 0,1%, то есть будет создано смехотворно низкое количество рабочих мест - 1200, хотя ранее правительство заявляло о десяти тысячах.
Все это происходит в условиях, когда даже по официальным данным, а они не отражают суровой реальности, безработица в Армении составляет 20%, то есть количество безработных составляет порядка 240 тысяч человек. Поэтому я оцениваю бюджет на 2013 год как совершенно слабый, особенно на фоне многих глубоких и всеобъемлющих вызовов, брошенных нашей стране. Пункты, призванные преодолеть эти вызовы, в проекте не заметны. А с точки зрения качественного и демографического роста, и экономического развития этот бюджет оставляет нейтральное, если не сказать отрицательное влияние. 

- Существенная часть расходов госбюджета направлена на обслуживание внешнего долга Армении. На это часто ссылаются депутаты-республиканцы, утверждая о невозможности увеличения социальных выплат неимущим слоям населения…  

- На моей памяти, начиная с 2003 года не было ни единого года, чтобы не повышалась пенсия. Повышения, быть может, носили незначительный характер, но они были. В будущем году, несомненно, будет зафиксирован рост цен, и в своем стремлении не увеличивать социальные расходы правительство не щадит даже пенсионеров. Вина внешнего долга здесь не большая, так как это только маленькая часть суммы, требуемой на повышение пенсии. При этом объем внешнего долга не беспокоил бы нас, если бы эти суммы были использованы результативно, то есть созданием новых рабочих мест. А суммы, необходимые для повышения пенсий, можно достать в первую очередь благодаря повышению доходов от горнорудной промышленности. Хотя часть этих доходов облагается налогом, реальных поступлений в бюджет как не было, так и нет. 

- Есть ли положительные моменты в проекте госбюджета?

- Есть, но реального эффекта они не дадут. Так, правительство приняло стратегию создания ориентированной на экспорт промышленности, однако на стимулирование этой отрасли выделена смехотворная сумма - 300 млн драмов. И при столь несущественной господдержке отрасли заявлять об ожидаемых беспрецедентных темпах промышленного роста наивно. И это в то время, когда проблемой экономики номер один остается отсутствие рабочих мест.
Сельскохозяйственный год был успешным исключительно благодаря природе. И заслуги правительства в этом нет, поскольку оно занято лишь реализацией банковской политики дорогих денег. Когда власти не направляют на повышение уровня жизни граждан даже общественные деньги, это означает, что эти деньги не служат тем людям, которые их создают. Это абсолютно неприемлемый подход в политике расходования средств.
Доходную часть правительству также не удалось диверсифицировать таким образом, чтобы стало возможным обеспечить стабильное развитие и реструктуризацию экономики. Мы подняли вопрос, куда уходят деньги в ходе парламентский дискуссии с министром финансов, но так и не получили на него внятного ответа. Хотя если бы бюджет был ориентирован на исходные результаты, то у министра имелся бы конкретный ответ на мой вопрос. Учитывая, что расходная часть бюджета на протяжении последних 10 лет основывается на ситуативности, по принципу латания дыр, вполне естественно, что важные долгосрочные программы оттесняются на второй план. 

- Какое место во всей этой неэффективности занимает коррупция? 

- Мы привыкли говорить о неэффективном использовании бюджетных средств, нарушениях, махинациях, злоупотреблениях. Для исключения всех этих явлений нужен целый комплекс мероприятий, а не отрывистые совещания и разносы в том или ином ведомстве на различном уровне вплоть до уровня главы государства. Для борьбы с коррупцией нужно обеспечить достойный уровень жизни госслужащим. К примеру, в Армении всего 1400 школ, а государство на протяжении всех 20 лет независимости никак не может обеспечить в этих школах элементарные условия для учебного процесса, в то время как под предлогом ремонта школ из бюджета каждый год выделяются огромные средства. Это означает, что средства используются крайне неэффективно. И причина кроется вовсе не в скудности средств, а именно в подходах. 

- Глобальный кризис 2009 года привел экономику Армении к 15-процентному спаду. Как может повлиять экономическая ситуация в России и в странах Еврозоны на ситуацию в Армении в будущем году?

- В действиях нашего правительства пока нет той самостоятельности, которая нужна для грамотной, независимой экономической политики. Взамен всего этого я вижу лишь определенную раздвоенность. Так, премьер-министр Тигран Саркисян, выступая в парламенте, одновременно говорит о необходимости заключения с ЕС соглашения о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли и о продолжительности сотрудничества в рамках ЕврАзЭС. Мы понимаем, что применение многовекторного подхода в экономической политике для Армении сегодня жизненная необходимость. Однако, не забывая о том, что Россия является нашим стратегическим партнером, мы не должны забывать и о существовании того же Ирана, с которым Армению также связывают тесные и достаточно серьезные экономические связи. Это отношения необходимо всемерно углублять, прежде всего, для снижения возможных рисков и расширения наших возможностей.
В рамках сотрудничества с Евросоюзом Армения также взяла на себя весьма серьезные обязательства, другое дело, что они порой так противоречивы и взаимоисключающи, что мы обязаны делать между ними выбор. Соглашаясь с тем, что нужно вести грамотную, сбалансированную политику со всеми силовыми центрами, отвечающую интересам Армении, тем не менее, нужно воздержаться от действий, ограничивающих Армении возможность выбора.

- Говоря о Евросоюзе, вы имеете в виду нецелевое использование внешнего долга в результате данных Армении “рекомендаций” МВФ и Всемирного банка. Или же речь идет о других факторах?

- Угрозы исходят из “рекомендаций” Международного валютного фонда и Всемирного банка. Подобные международные финансовые организации на сегодняшний день в реальности инструктируют правительство Армении при принятии тех или иных решений. Причем этот инструктаж не всегда исходит из армянских интересов. МВФ и ВБ, которые по определению своей деятельности должны способствовать развитию экономик развивающихся стран, привели Армению к очень тяжелой экономической ситуации. Именно в результате этих “рекомендаций” республика оказалась в таком круговороте, для выхода из которого вынуждена постоянно прибегать к новым внешним заимствованиям. Мы влезаем во все новые и новые долги, и при этом не можем довести эти средства до реального сектора экономики, до простых граждан. В подобных условиях имеющийся у Армении 4-миллиардный внешний долг так и не послужил развитию реального сектора экономики. И это произошло в первую очередь потому, что наши кредиторы в лице МВФ и ВБ в первую очередь, давая деньги в кредит, еще и указывают, как потратить эти средства. Их указания способствуют лишь развитию сферы услуг, но никак не реального сектора экономики, промышленности. На развитии одной лишь сферы услуг далеко не уедешь. А в условиях отсутствия развития реального сектора в лице промышленности, без создания новых производственных мощностей любое государство, и Армения в первую очередь, обречено на жалкое существование.
16105 просмотров