Вестник Кавказа

ТАБУИРОВАННАЯ ТЕЩА

Абу Гадаборшев
Когда я говорю своим друзьям из центральных регионов России, что ни разу не видел свою тещу и не разговаривал с ней, хотя она жива и здорова, одни удивляются, другие называют меня счастливчиком. Но в Ингушетии я не один такой «счастливчик». Подавляющее большинство женатых ингушей не видятся со своей тещей и не разговаривают с ней даже по телефону.
Некоторые, правда, идут на такие контакты, но подчас такое общение происходит в анекдотичной форме. Один мой родственник общался с тещей так - они садились у дверного проема в двух соседних комнатах, чтобы не видеть друг друга, и подолгу вели разговоры.
То, что другим кажется экзотикой, в Ингушетии - обыденное явление, имеющее глубокие исторические корни. У ингушей традиционно не было примаков - зять никогда не пойдет жить в дом тестя или тещи. Это свидетельствовало бы о его несостоятельности как главы своей семьи.
Корни этого явления были заложены, когда ингуши жили большими патриархальными семьями, а это не такой уж далекий исторический период. Такие семьи существовали в горной Ингушетии еще и в первой четверти ХХ века. Семьи из трех-четрех поколений сохранялись у ингушей дольше, чем у других народов Северного Кавказа.
Однако в адатах горцев или в шариате нет никаких запретов на общение зятя и тещи. Причина живучести этого обычая, вероятно, в том, что он удобен для зятя, который чувствует себя увереннее, когда никто не вмешивается в его семейную жизнь. Теща, конечно, может делать это через дочь, но это другой уровень, да и разговаривать с одной женщиной легче, чем с двумя. Большинство ингушских тещ тоже не против обычая «избегания» встреч с зятем. В тех случаях, когда теща и зять общаются - это всегда ее инициатива.
Теща бывает в доме зятя, когда ей хочется, общается с дочерью, внуками. Если у зятя в пределах дома или нет возможности избежать встречи, он уходит на время к соседям, родственникам, друзьям.
Зато у матери есть своя «епархия», где она остается полновластным домашним «прокурором» и «судьей» - семьи ее сыновей. А что делать в старости одинокой женщине, если у нее одна единственная дочь, а зять не идет на контакт? Здесь обычай «избегания» мгновенно забывается, и теща приходит жить в дом зятя. Правда, ведет себя здесь не как полновластная хозяйка, а старается не вмешиваться в семейную жизнь.
А как в этой системе взаимоотношений представлен тесть? Зять, как правило, тоже избегает встреч с ним. Особенно на первых порах. Со временем, став отцом семейства, зять довольно часто идет на контакт с тестем, сохраняя при этом почтительность и оказывая все возможные знаки внимания.
В годы советской власти все это называлось пережитками прошлого и всячески охаивалось. Считалось, что этот обычай, как и другие национальные традиции народов Советского Союза, мешает созданию новой исторической общности людей под названием «советский народ». Но Советского Союза уже нет, а обычай продолжает существовать, как и еще один, связанный с табуированием имен в ингушских семьях.
Невестка, придя в дом мужа, не может называть имена свекра, свекрови и их родителей, даже если их давно нет в живых. Нельзя этого делать не только в их присутствии, но и «за глаза».
Правда, этот обычай не является чисто ингушским. Как пишет историк Фатима Кудусова-Долакова, в ХIХ - начале ХХ вв. это было характерно для других народов Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии. Как же жить под одной крышей, общаться друг с другом, говорить о родителях мужа с другими людьми? Приходится прибегать к помощи эвфемизмов. Кудусова-Долакова приводит такой пример - невестка Оалхазара Аушева (оалхазар – птица, - Ред.) из села Экажево представлялась при знакомстве: «Я сноха летающего по небу».
Довольно смешные случаи отмечались в связи с этим, если сын приводил в дом невестку не ингушской национальности, не знавшую о запрете на имена. Одна русская невестка, пытаясь по своему проявить высшую степень уважения к свекру, обратилась к нему по имени и отчеству «Берс Гушиевич». Никто из-за этого вселенский скандал не поднял, но ей в тактичной форме объяснили ошибку.
В век глобализации, свободного общения и обмена информацией приверженность ингушей подобным обычаям у многих вызывает удивление. Однако очевидно, что сохраняются те обычаи, которые способствуют наилучшей организации семейной жизни, миру и согласию в семье.

60350 просмотров