Вестник Кавказа

Невидимые дети

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, представил второй доклад по актуальным проблемам в этой сфере. Первый доклад этого Фонда был сделан в 2010 и с тех пор приоритеты организации не изменились: она следит за детьми, находящимися в «группе риска», то есть сиротами, детьми-инвалидами и детьми, совершившими правонарушения.

Председатель правления Фонда Марина Гордеева отметила, что ежегодно Фонд исследует особые аспекты этой общей темы «неблагополучных детей». В последнее время в обществе тема детей обсуждается достаточно широко. Тем не менее, с учетом общегосударственных задач модернизации сферы социального обслуживания важно определить приоритеты в этом неисчерпаемом вопросе чтобы принимать адекватные решения. В этом году фонд остановился на трех проблемах.

Первая связана с жестоким обращением с детьми. Эта тема широко обсуждается и на общественных, и на политических площадках, она социально значима. Но несмотря на широкое обсуждение, этот вопрос должного решения пока не нашел. Ежегодно более 100 000 детей становятся жертвами преступных посягательств самого разного характера. В 2010 году 1700 детей погибли, 2400 детей получили тяжкий вред здоровью, 9500 несовершеннолетних стали жертвами преступлений против половой неприкосновенности детей. Тревожит и рост правонарушений на бытовом уровне, в том числе и с участием несовершеннолетних. Поэтому эта тема вовсе не исчерпана. Несмотря на то, что «жестокое обращение с детьми» вроде и классифицируется как особая зона внимания и получила статус самостоятельной социальной проблемы, но на практике этот вопрос часто пересекается с иными негативными социальными явлениями и оценивается не самостоятельно, а в разных контекстах. Более того, он объясняется недостатком образования, особенностями семейного уклада, традициями или несчастным случаем. Большинство случаев проявления жестокости в отношении детей остаются скрытыми и очень часто не осуждаемыми, а скорее объясняемыми или даже одобряемыми местным сообществом. Несмотря на то, что эта тема широко обсуждается в обществе, случаев жестокости не стало меньше. Но широкое обсуждение говорит и о том, что общество готово реагировать и принимать решения. Однако не всегда общество готово обсуждать эту тему – не думаю, что на бытовом уровне этому уделяется большое внимание.

Вторая - проблема изменения отношения общества к инвалидам, принятие их в общество в качестве равных граждан в обществе. В данном случае тема ранней помощи, раннего вмешательства представляется крайне актуальной, потому что раннее вмешательство – это не только максимально раннее выявление отклонений в развитии, а значит и медицинская помощь ребенку, но это еще и социальное сопровождение семьи, помощь ребенку в развитии. У этого вопроса есть и еще один аспект: кроме той поддержки, которую оказывают семьям службы раннего вмешательства, организация такой поддержки помогает сократить число отказов от детей-инвалидов, а значит и роста доли детей-сирот с инвалидностью в интернатах.

Третья проблема – тема детей в конфликте с законом. Статистика показывает, что ежегодно количество детей совершивших правонарушения сокращается. В 2010 году таких случаев было 78 000, а в 2005 – 150 000. То есть цифра сократилась почти в 2 раза. Однако тревожит рост повторных правонарушений. Во многом это объясняется довольно распространенной практикой лишения несовершеннолетних свободы и отбывания ими наказаний, хотя терапевтический эффект такой воспитательной работы давно подвергается сомнению и со стороны общественности, и профессионалов. В этой связи тревожат недавние инициативы депутатов Госдумы о снижении возраста уголовной наказуемости детей до 12 лет. То есть нам предлагают помещать в места лишения свободы 12-летних, хотя любой профессионал вам скажет, что лишение свободы, хоть и решает определенные задачи, очень далеко от реабилитации и воспитания, сокращения рецидивной преступности и т.д.»

Певица Диана Гурцкая, член Общественной палаты РФ рассказала, что тема помощи детям-инвалидам важна для нее лично: «Я сама воспитывалась в школе-интернате для незрячих детей, и это было очень серьезной психологической нагрузкой для 7-летнего ребенка. Мне пришлось оставить свой дом в 500 км, чтобы получить образование. Я очень страдала в этом интернате. Многие дети, у которых нет поддержки от семьи, такого не выдерживают. У меня же была эта поддержка. Поэтому я считаю, что отбирать детей инвалидов у родителей – это никакая не помощь. Органы опеки должны делать все для того, чтобы работать с семьей, а не только с самим ребенком, чтобы посеять в семье ту любовь и поддержку, которая так важна для ребенка».
13845 просмотров